Рейтинг@Mail.ru
Социальные сети не смогут выполнять роль СМИ - белорусский политолог - РИА Новости, 11.12.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Социальные сети не смогут выполнять роль СМИ - белорусский политолог

© Фото : предоставлено Вадимом ГигинымВадим Гигин, главный редактор журнала «Беларуская думка» (Белоруссия)
Вадим Гигин, главный редактор журнала «Беларуская думка» (Белоруссия)
Читать ria.ru в
Дзен
Белорусский политолог, главный редактор журнала Беларуская думка Вадим Гигин не первый раз участвует в ФЕАМ. Перед началом форума, который в этом году проходит в Минске, он рассказал в интервью РИА Новости о том, как белорусские традиционные медиа сочетаются с интернет-изданиями.

Белорусский политолог, главный редактор журнала Беларуская думка (Белорусская мысль) Вадим Гигин не первый раз участвует в ФЕАМ. Перед началом форума, который в этом году проходит в Минске, он рассказал в интервью РИА Новости о том, как белорусские традиционные медиа сочетаются с интернет-изданиями, и почему социальные сети не заменят традиционные СМИ.

- Каков ваш взгляд на глобализацию и локализацию СМИ на постсоветском пространстве?

— Конечно, глобализация медийного пространства неизбежна. В любом случае, Маркса мы не опровергнем — в основе лежит базис, а затем надстройка. Экономика относится к базису, а медийное поле — это все-таки та надстройка, которая зависит от экономики. Естественно, что за возникновением такого явления, как глобализация мировой экономики и транснациональных компаний не моги не возникнуть такие же процессы и в средствах массовой информации.

Другое дело, что целый ряд вопросов контента понятен только узкой группе потребителей. Мы в Белоруссии никогда не сможем понять, что волнует читателя, слушателя, зрителя в Турции, как и турецкий читатель не поймет того, что происходит у нас. Специфика, даже крупных компаний, например таких как CNN, Financial Times, в том, что они вынуждены создавать региональные версии своих изданий. Поэтому не нужно ни какой процесс идеализировать — как глобализацию, так и местное влияние. Будущее СМИ, наверно, это нечто среднее. Конечно, будут существовать мега-корпорации планетарного масштаба, такие как Аль-Джазира, BBC, дай Бог, чтобы такой корпорацией стало РИА Новости.  Ну и, конечно, свою нишу будут занимать местные региональные новости. В некоторых сегментах рынка, допустим в радио, кабельных каналах, может быть в печатной прессе, они будут превалировать.

- Как в Белоруссии традиционные СМИ сочетаются с интернет-ресурсами?

— Вот последние данные, которые министр информации Белоруссии, наверное, будет озвучивать на ФЕАМ. С 2009 по 2011 год белорусская интернет-аудитория выросла на 31%. Сейчас у нас количество пользователей интернета составляет по разным оценкам 6,5-6,8 миллиона человек. В основном они интересуется не новостями. Если мы возьмем контенты наиболее популярных белорусских интернет-ресурсов, например tut.by, то новостные запросы составляют меньшинство.

На мой взгляд, довольно серьезной проблемой Белоруссии является недостаточное законодательное регулирование интернета. Белоруссию часто обвиняют в диктатуре, мол, здесь все зажато, а на самом деле даже привлечь человека к ответственности за ложную, недостоверную информацию, размещенную в интернете, довольно проблематично. И медиасообщество, и государство, и бизнес должны в процессе дискуссий, обсуждения, диалога придти к общей платформе, каким должен быть интернет. Нужно ответить на вопросы, как должна регулироваться честь, которая отвечает за распространение информации, как регулировать наиболее оптимально ту часть, где распространяются товары и услуги. В нашем интернете сейчас такая мешанина, такой ералаш, что разобраться в этом пользователю достаточно проблематично. Здесь белорусское государство поступает, на мой взгляд, достаточно либерально, даже либеральнее, чем поступают иногда западные коллеги.

- Каково в Белоруссии социальное и медийное влияние социальных сетей?

— На мой взгляд, медийная составляющая соцсетей сильно преувеличена. Я об этом буду говорить на ФЕАМ. Когда мы говорим про новые медиа, то на самом деле я не знаю ни одного средства массовой информации, созданного в соцсети. Это то же сарафанное радио, только с большим охватом аудитории. Если раньше слухи распространялись из уст в уста, то сейчас они ровно так же распространяются в сети. Это не средство массовой информации в том смысле, как мы привыкли это понимать. Да, новости потребитель теперь часто узнает не из информагентств, но это непроверенная информация. Значение СМИ традиционных сохраняется потому, что пользователь будет обращаться к ним за проверенной информацией. Нет сейчас в твиттере и фейсбуке таких структур, которые бы могли бы выполнять эту функцию. Поэтому, не надо абсолютизировать роль социальных сетей.

Также, на мой взгляд, крайне преувеличено политическое значение социальных сетей. У них есть лишь некоторые функции — это мобилизация, информирование ну и, наверное, — все. Они не формируют никакие смыслы. Как правило, они дублируют информацию и дают читателям возможность на нее отреагировать.

Нужно здраво смотреть на роль соцсетей. Да, эта роль существенная, но мнения о том, что они убьют традиционные медиа, изменят способы проведения политики, то, что интернет гарантирует мир от диктатуры — это такие лозунги, которые можно понять на ранней стадии развития. Мы все-таки переживаем достаточно раннюю стадию развития этих социальных, так сказать, медиа.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала