КАИР, 9 дек — РИА Новости, Александр Елистратов. Национальный диалог, предложенный президентом Мухаммедом Мурси для выхода из политического кризиса, завершился в ночь с субботы на воскресенье в египетской столице. Противостояние властей, опирающихся на поддержку исламских сил, и либеральных партий началось с принятия главой государства 21 ноября конституционной декларации, обострилось после объявления срока референдума по новой конституции страны и достигло своего апогея несколько дней назад, когда у президентского дворца произошли прямые столкновения сторонников двух лагерей.
Светские силы настаивали на отмене декларации, предоставившей Мурси значительные законодательные полномочия, и переносе срока референдума по проекту основного закона; исламисты придерживались прямо противоположной точки зрения. Национальный диалог был призван разрешить противоречия или, по крайней мере, прийти к компромиссу между сторонами, чтобы остановить беспрерывные обоюдные акции протеста, приобретавшие все более агрессивный характер.
Посмотрите фотоленту "Акция оппозиции у столичной резиденции президента Египта" >>
Армия поддержки
За несколько часов до начала встречи лидеров политических партий с президентом армейское командование впервые с начала политического кризиса в Египте выступило с официальным заявлением по поводу внутренней ситуации. Армия Египта поддержала национальный диалог между оппозицией и президентом, отметив, что, по мнению военных, переговоры являются "единственным приемлемым средством для достижения стабильности в стране".
Как отмечается в заявлении, "переход мирных демонстраций в беспорядки и столкновения вызывает тревогу у египетских военных". Кроме того, армейское командование отметило, что в сложившихся условиях вооруженные силы "несут ответственность за безопасность египтян, за сохранность собственности государства и египетских граждан и не позволят распространиться беспорядкам и агрессии по территории страны". По мнению экспертов, выступление военных можно рассматривать как своеобразное предупреждение всем участникам конфликта. Армия дала понять, что внимательно следит за событиями и не намерена допускать расширения конфликта, и его перерастания в междоусобицу, основой которой могут стать политические разногласия.
"Братья-мусульмане" назвали заявление египетских военных "сбалансированным" и высоко оценили готовность военных "постоять за народ".
Диалог без фронта
Фронт национального спасения Египта, объединяющий несколько молодых либерально-демократических партий страны, во главе которых стоят общественные деятели с известными именами (бывший генсек ЛАГ Амр Муса, экс-глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи), официально отказался от участия в национальном диалоге. Они настаивали, чтобы глава государства принял их условия (отмену декларации и перенос срока референдума) еще до начала переговоров в президентском дворце.
Как заявил один из лидеров фронта, лидер Народного движения Египта Хамдин Сабахи, "члены фронта национального спасения придерживаются решения революционеров площади Тахрир, которые постановили не участвовать ни в каком национальном диалоге, предложенном президентом".
Тем не менее, в национальном диалоге по выходу из кризиса принимали участие 54 представителя различных египетских партий и общественных организаций, известные политические деятели страны. Помимо исламистских движений на встречу с Мурси пришли представители центристских партий "Аль-Васат", "Аль-Асаля", либеральной "Гадд ас-Саура".
Самая новая декларация
После почти десяти часов переговоров в каирской резиденции главы государства было заявлено, что Мурси принял указ аннулировать конституционную декларацию от 21 ноября, против которой выступала оппозиция, и принял новую, вступившую в силу сразу же после ее обнародования.
Декларация от 9 декабря закрепляет положение, что расследования всех преступлений против египетской революции, совершенные после ее начала 25 января 2011 года, "должны быть возобновлены только при представлении новых свидетельств или дополнительных доказательств". В прежних указах президента упоминание о необходимости "новых фактов" при судебных разбирательствах подобного рода отсутствовало.
Самым объемным пунктом новой декларации является разъяснение о конституционной комиссии. Этот пункт предполагает демократичные и прямые выборы конституционной комиссии, которая займется формированием нового основного закона страны в случае несогласия египтян с проектом конституции, вынесенной на референдум 15 декабря. В этом случае комиссия должна быть создана в течение трех месяцев после референдума, и ее работа по созданию нового основного закона должна завершиться не позднее шести месяцев с начала деятельности комиссии. В состав конституционной комиссии войдут 100 человек, представляющие все слои египетского общества.
Новая декларация отменяет указы президента страны, принятые 21 ноября 2012 года, составившие предыдущую декларацию, не подлежит никаким изменениям, в том числе со стороны любых судебных органов.
Референдум в срок
Заменив декларацию, Мурси не принял решения о переносе референдума по конституции, на чем настаивали светские партии. Он состоится, как было определено раньше, 15 декабря. Однако президент Египта "дал шанс" оппозиционным партиям и предложил им представить конкретные предложения по изменению проекта нового основного закона страны.
Все египетские партии и политические организации, в том числе не принимавшие участие в диалоге с президентом, могут представить свои замечания по изменениям в проект конституции, которые будут учтены либо до референдума по проекту нового основного закона, либо в обязательном порядке будут рассмотрены новым избранным парламентом страны.
В декларации, принятой в воскресенье, абсолютно не проработан механизм "прямых и демократических выборов" в новую конституционную комиссию. Однако даже вопрос о целесообразности самой комиссии, которая должна быть сформирована для создания новой конституции, может быть автоматически снят с повестки после 15 декабря, когда состоится голосование по уже имеющемуся проекту основного закона. А день проведения референдума был определен президентом Мурси задолго до начала национального диалога.