Материал подготовлен проектом ИноСМИ Группы сайтов РИА Новости >>
Ноа Гиттель (Noah Gittell)
Исторические эпические фильмы, выпускаемые Голливудом, зачастую рассказывают о современной эпохе гораздо больше, чем об эпохе, которая в них изображена. Примерами этому могут стать недавно вышедшие в прокат "Линкольн" и биографический фильм о Франклине Делано Рузвельте под названием "Гайд-Парк на Гудзоне", которые отражают негативное отношение американцев к американской политической культуре, при этом только один из этих двух фильмов предлагает некое конструктивное решение этой проблемы. В "Линкольне" режиссер Стивен Спилберг с благоговением обращается к тем временам, когда правительство работало над тем, чтобы решить самую серьезную проблему Америки, и заряжает зрителей некоторым оптимизмом, чтобы немного избавить нас от усталости, оставшейся после президентских выборов. На первый взгляд, "Гайд-Парк" призван передать такое же трепетное почтение к давно ушедшей в прошлое эпохе, однако в основе этого фильма лежит глубокий цинизм - он целиком построен на системе политической эксплуатации, которую он призван порицать.
В центре сюжета фильма "Гайд-Парк", сценарий которого основан на одном из радиоспектаклей ВВС, лежит переплетение романа Франклина Рузвельта со своей дальней родственницей Дейзи (Лаура Линни - Laura Linney) и первого визита в Америку короля Георга VI (Сэмюэль Вест - Samuel West) и Елизаветы (Оливия Колман - Olivia Colman). Рузвельт вместе с Элеонорой (Оливия Уильямс - Olivia Williams) принимают у себя монархов, которые надеются заручиться поддержкой Америки в войне против Германии. Однако исторические факты представляют собой всего лишь декорации. Истинная цель авторов фильма заключается в том, чтобы дать зрителям возможность взглянуть на отвратительную сторону личной жизни президента. Фильм наглядно показывает, как культура известных людей влияет на политику, однако режиссер Роджер Мичелл (Roger Michell) и автор сценария Ричард Нельсон (Richard Nelson) пытались донести до зрителей иную мысль.
Если верить создателям этого фильма, то "Гайд-Парк" рисует перед нами пышную картину более простой политической эпохи, когда личная жизнь лидеров нашей страны была их личным делом. На протяжении всего фильма Дейзи практически все время остается за кадром, кроме того в фильме есть довольно длинная сцена, во время которой Рузвельт, выступая в роли наставника неопытного короля Георга, убеждает его, что народы их стран не заинтересованы в раскрытии их политических ошибок. Между тем, в центре фильма оказываются именно эти ошибки, начиная в первой же сцены в машине президента, когда завязался его роман с Дейзи. Великий президент показан человеком свободных нравов, не отказывающим себе в удовольствии заводить сразу по нескольку любовных романов. Авторы фильма не обходят своим вниманием и Элеонору: в определенных кругах всегда ходили слухи о сексуальных предпочтениях Первой леди, но авторы фильма представляют эти слухи как нечто достоверное.
Поскольку авторы "Гайд-Парка" проецируют ценности сексуальной революции на президента "Нового курса" и его жену, некоторые могут предположительно классифицировать этот фильм как политическое упражнение в уничтожении персонажа. Подобное предположение сделать довольно легко: республиканцы годами использовали терминологию и образы контркультуры в попытках атаковать демократов, начиная с Джорджа Макговерна (George McGovern) и заканчивая Обамой. Тем не менее, предположить, что этот фильм имеет политическую подоплеку, значит приписать его создателям несуществующие заслуги. У "Гайд-Парка" только одна цель - рассказать зрителям о любовницах Рузвельта и быстро сделать на этом состояние. В фильме просто нет никакой иной идеи. Рассказ о выходных английских монархов, проведенных ими вместе с президентом, не имеет никакого отношения к любовной связи последнего, кроме того, ни один персонаж фильма не проявил ни малейших признаков интеллекта и человечности помимо своих самых примитивных импульсов.
Все это делает "Гайд-Парк" продуктом навязчивой одержимости славой и знаменитостью, характерной для современной политической эпохи. Возможно, этот фильм покажется на первый взгляд довольно авторитетным, однако на самом деле это не более чем версия жизни Рузвельта в духе TMZ, в центре внимания которой оказались грязные подробности жизни президента и полностью упущен исторический подтекст изображаемых событий (как, скажем, тот факт, что беседы Рузвельта с королем Георгом во многом предопределили судьбу современного мира).
Лишь немногие режиссеры среди тех, кто снимал фильмы об американских президентах, отваживались на подобный шаг. В фильме "Тринадцать дней", в котором речь идет об одном из самых успешных решений Джона Кеннеди во внешней политике, о событиях Карибского кризиса, не сказано ни слова о легендарной личной жизни этого американского президента. Сделав одного из советников Кеннеди центральным действующим лицом вместо самого президента, создатели фильма позволили образу последнего остаться довольно смутным, не рискуя разрушить его миф. Президентская трилогия Оливера Стоуна (Oliver Stone) о Кеннеди, Никсоне и Буше-младшем, с другой стороны, была построена на низвержении мифов американской политической жизни, однако в этих фильмах было столько откровенных гипотез, что наследие их главных героев осталось по большей части нетронутым (по крайней мере, в случае с последними двумя фильмами никакого дополнительного ущерба репутации президентов нанесено не было).
Еще один фильм этого жанра, недавно вышедший на экраны - "Линкольн" Стивена Спилберга - выглядит полной противоположностью перечисленным выше фильмам. Тон повествования в нем в целом довольно уважительный - в конце концов, это Спилберг - однако те детали, которые мы узнаем о Линкольне как о человеке, помогают лучше понять общую политическую ситуацию. В личных сценах, таких как, к примеру, его монолог об Эвклиде, фильм реализует ожидания зрителей, которые хотят заглянуть за закрытые двери Белого дома, и поддерживает идею о здоровой демократии в действии, показывая, что 13 Поправка была принята реальными людьми.
Может показаться, что "Гайд-Парк" преследует эту же цель. Его авторы также хотят отгородиться от мифов и сосредоточиться на конкретном человеке. Однако в этом фильме человек определяется не его гуманностью, а его базовыми желаниями и непристойными секретами. Это характерно и для других персонажей фильма. Дейзи идет на роман с Рузвельтом только потому, что его присутствие внушает ей благоговейный страх и потому что им обоим нравится проводить время вместе. Тщательно проработанные детали костюмов и декораций могут придавать происходящему атмосферу исторической значимости, однако, поскольку этот роман заканчивается ничем, точно так же заканчивается и сам фильм. "Гайд-Парк" нельзя назвать критическим разрушением мифов, это скорее пример эксплуатации мифов ради кассового успеха.
Этот главный недостаток фильма сводит на нет все его достоинства. Многие задавались вопросом, как Билл Мюррей будет выглядеть в роли Рузвельта, но они, вероятнее всего, покинут кинотеатр, так и не найдя ответа. Его талант искусно затрагивать чувства своих зрителей не помог ему сыграть выдуманного Рузвельта, однако я сомневаюсь, что у какого-либо другого актера это получилось бы лучше. В конце Мюррей тихо уходит, и у зрителей остается чувство, что они не узнали практически ничего нового о человеке, которого он играл. На самом деле, все, что мы можем узнать, посмотрев "Гайд-Парк на Гудзоне", это то, что мы живем в циничное время, как бы мы ни старались убедить себя в обратном.