В интервью корреспонденту РИА Новости накануне Форума европейских и азиатских медиа Андрей Блинов, главный редактор журнала "Эксперт в Украине", рассказал о ситуации на украинском медиарынке — который ему ближе и понятней.
- Как можно охарактеризовать нынешнее состояние украинского медиарынка? Какие тенденции Вас тревожат, какие — радуют?
— Увы, рынок, на мой взгляд, деградирует. В основе этого тренда — огромная зависимость медийщиков от издателей, продюсеров и пиарщиков. В стране крайне мало медиахолдингов, для которых издательская деятельность — профильный и при этом рентабельный бизнес.
Рекламный рынок мелок, он в десятки раз меньше российского. Процветает "джинса", а найти хорошего журналиста подчас сложнее, чем хорошего врача, учителя или банкира. По уровню оплаты труда деловая журналистика, равно как и любая другая работа в СМИ, сильно деградировала за последние пять лет.
"Украинский Боливар", особенно после кризиса 2008-го, не выдерживает большое число изданий, которые есть в стране.
Печалит то, что многие телеканалы словно вернулись в "лихие девяностые". Основная их задача — развлекать и пугать. На каждую кнопку вернулась криминальная хроника. Скажем, все новости популярного украинского канала "1+1" заточены на убийства, аварии, скандалы, прочие происшествия. Качественная политическая и экономическая журналистика в лучшем случае вытеснена на малопопулярные каналы или вовсе в интернет и прессу.
С другой стороны, радует то, что есть о чём писать и что снимать, а давление государства на медийщиков невелико и носит достаточно цивилизованный характер. Хотя замечу, что в последние год-полтора чиновники всё чаще журналистам не угрожают, а поощряют их писать сюжеты в положительных тонах взамен на участие в пресс-турах, публикацию платных PR-материалов, трудоустройство и т. д.
Горжусь коллегами за то, как они проявляют солидарность, когда на горизонте появляются угрожающие нашему цеху явления. Например, в сентябре-октябре 2012 года акцию против закона о клевете поддержали сотни СМИ. Давление было такое, что каждый уважающий себя политик, даже автор законопроекта, счёл для себя верным выступить с заявлением о неподдержке законопроекта, по которому критика должностных лиц приравнивалась к клевете и могла караться тюремным заключением или большими штрафами.
- Кто контролирует медиарынок в Украине, если говорить об экономическом аспекте? Велика ли здесь доля иностранного капитала? Остается ли медиабизнес прибыльным и привлекательным для инвесторов?
— Нерезидентов почти нет на украинском рынке. Большинство изданий и телеканалов сегодня принадлежат либо крупным бизнесменам, которых мы по привычке называем олигархами, либо предпринимателям средней руки, которые, как правило, являются депутатами Верховной Рады, областных и городских советов. Возьмите список 50 самых богатых украинцев, почти у каждого найдется свой, пусть маленький, медиаресурс, которым они пользуются в зависимости от уровня интеллекта и образования. Но ультрабогатыми этих людей сделал никак не медиабизнес.
Впрочем, на украинский рынок пришли мощные российские финансово-промышленные группы. Пока они проявляют мало интереса к СМИ. Но рано или поздно эта ситуация изменится. Тем более, что языковой фактор скорее способствует восточному вектору интеграции масс-медиа, нежели западному.
- Сразу после победы Виктора Януковича на президентских выборах в Украине и за ее пределами заговорили о сворачивании свободы слова, о преследованиях оппозиционных журналистов, о цензуре. Действительно ли это так и, если да, то насколько серьезны эти процессы?
— "Эксперту" никто прямо не угрожал и не запрещал писать что-либо. Хотя звонки от пресс-секретарей с любознательными вопросами сродни А зачем вы это написали?" поступают регулярно. Если таких звонков нет — значит, номер скучноватый получился.
Впрочем, мы мало пишем о политике и позиционируем себя как "позитивный журнал". Одна из наших главных задач с момента появления на украинском рынке в 2004 году — рост капитализации Украины как бренда. В каждом номере мы стараемся отвечать на вопрос "Какая страна нам нужна?" Так что дискус о том, кто сколько украл и как поссорились Иван Иваныч с Семен Семенычем почти не находит на наших полосах места.
Повторюсь, за время правления Виктора Януковича, на мой взгляд, выросло давление на издателей и журналистов посредством экономических рычагов. Как правило, о сворачивании свободы слова говорят в первую очередь те коллеги, чьи материалы на 90-100% посвящены казнокрадству и теневой стороне жизни деятелей политического Олимпа. Писать об этом без неприятных юридических последствий можно только в Интернете, поскольку телевидение, радиовещание и печатные СМИ предполагают создание юридического лица и получение лицензий, то есть, как ни крути, прямой государственный контроль.
А вот олигархический контроль над большинством масс-медиа, как правило, означает большую независимость СМИ: их собственники просто не дают в обиду свои проекты, равно как и стоят на страже других своих активов.
- Многие эксперты говорят, что прошедшие в Украине парламентские выборы показали возросшую роль в формировании общественного мнения новых медиа и социальных сетей. Как вы оцениваете их влияние?
— Это очевидно. Но Интернетом регулярно пользуется лишь половина жителей Украины. А основной избиратель остаётся потребителем "телекартинки". Особенно те, кому за пятьдесят. А протест в этот раз выразился в крайне высокой поддержке коммунистов и, особенно, ультраправой "Свободы". Ведь графа "Против всех" из бюллетеней исчезла.
Социальные сети — важный источник информации лишь для жителей городов-миллионников.
— Часто приходится слышать предположения о скором исчезновении бумажных газет и журналов, которые будто бы не выдерживают конкуренции с интернет-изданиями, с сетями, с блогерами. Ваш прогноз?
— На Всемирном конгрессе издателей, который прошел в Киеве в начале сентября, этот вопрос в очередной раз поднимался. Я солидарен с позицией редакторов таких западных СМИ, как Financial Times, Wall Street Journal, New York Times, что разговоры о смерти принта преждевременны. Большинство делегатов конгресса годом смерти ежедневных газет называли 2020-й.
Действительно, новости в ежедневном формате устаревают, пока газета верстается и читается. В Украине уже ушли из принта ежедневники "Дело" и "Экономические известия", которые теперь развивают интернет-порталы и сопутствующие сервисы. Это позволило радикально сократить расходы, но при этом ужались, пусть и в меньшей степени, и доходы — ведь реклама в Интернете традиционно дешевле. Вдобавок из таких обедневших проектов стали уходить журналисты. В другие издания или вовсе в смежные сферы.
Что касается журналов, то мне кажется, разговоры об их грядущей смерти очень преувеличены. С появлением телевидения, компьютера и букридера не умерли ведь ни кино, ни театр, ни книга. Человек должен отдыхать от монитора, ведь, согласитесь, хорошо иллюстрированный журнал просто бывает приятно полистать. А если там еще и есть что почитать…
Андрей Блинов, профессиональный экономист, работает в украинских СМИ с 1993 года. В 2005 году пришел работать в журнал "Эксперт в Украине" научным редактором, в кризисном 2009-м стал главным редактором этого популярного на Украине делового издания. В 2007-2009 годах занимал должность генерального директора Института изучения России (Киев).
Основатель информационного агентства "Информэкспресс", первых платных интернет-изданий "Комментарии", "Банковские новости". Работал в газетах "Коммерсант Украины", "Финансовая Украина". Многократный лауреат конкурса деловой журналистики "PRESSЗвание".