МОСКВА, 7 дек — РИА Новости. Фестиваль документального кино "Артдокфест" открылся в пятницу вечером в столичном кинотеатре "Художественный".
Президент фестиваля режиссер Виталий Манский признался, что ему пришлось переписать видеообращение, в котором он по традиции рассказывает о программе очередного конкурса, в связи с произошедшим в пятницу утром обыском в квартире известного оператора, режиссера документального кино Павла Костомарова. Он также отметил, что "Артдокфест" — это "пространство настоящего кино, а не политическая площадка".
"Но документальное кино непосредственно связано с тем временем, в котором мы живем", — пояснил режиссер.
Конкурсная программа этого года состоит из 21 документальной картины. В их числе финская лента "Тагикакс — мы были китобоями" (Tagikaks — Once Were Hunters), датская история "Танцор" (Ballroom dancer) об украинском чемпионе мира по латиноамериканским танцам, немецкая картина о поиске любви "Флирт по-русски" (Flirten auf Russisch), шведский фильм "А была любовь" (Vi som alskade) о жизни российской провинциальной семьи, японско-украинская картина "Дорогая Фукусима" (Dear Fukushima), польско-белорусский исторический проект "Земля" (Зямля), фильм "Лето с Антоном" (Un ete avec Anton) от кинокомпании братьев Дарденн и другие картины.
Среди российских фильмов-участников две картины учеников "Мастерской Марины Разбежкиной" — "31 рейс" о жителях Камчатки и "Алехин" о молодом писателе в ожидании своего дебюта. Также будет представлен фильм о последней свадьбе удмурта "Сквозь хвою хвойных деревьев…", история эмигрантов "Австралия" Алексея Федорченко, картина "Путин, люби нас!" о спектакле "Отбросы" Кирилла Серебренникова и хроника жизни Сергея Удальцова "Марш! Марш левой!".
В состав конкурсного жюри вошли писатель Александр Архангельский, продюсер Ирена Лесневская и режиссер Андрей Смирнов.
Внеконкурсная программа "Среда" в этом году состоит из 28 фильмов, часть которых уже была показана на различных фестивалях и выходила в ограниченный прокат. Это, например, "Антон тут рядом" Любови Аркус, "Венеция. На плаву" Татьяны Данильянц, "Завтра" Андрея Грязева, "Гражданин поэт: прогон года" Веры Кричевской, "Меню 45-го года" Бориса Караджева, "Пианизм" Ивана И. Твердовского, "Чудо Святого Антония" Cергея Лозницы.
У программы "Среда" с этого года также есть свое жюри в составе главы холдинга РИА Новости Светланы Миронюк, директора Центра документального кино (ЦДК) DOC Софьи Гудковой, ведущей проекта "Открытый показ" Катерины Гордеевой и журналиста Александра Уржанова. Фильм — победитель программы получит приз в 30 тысяч рублей и будет показан 19 декабря в мультимедийном центре РИА-Новости, где каждую среду Центр документального кино (ЦДК) DOC проводит "Открытый показ". По словам Гудковой, оценка жюри будет учитывать два критерия — эмоциональность и актуальность.
В рамках других спецпрограмм зрители "Артдокфеста" смогут увидеть фильмы-победители российских фестивалей документального кино, яркие телефильмы сезона, ретроспективу обладателя "Лавровой ветви 2012" за вклад в кинолетопись Юрия Хащеватского, проект Андрея Смирнова "Свобода по-русски", программу "ГДР.DOC: документальное кино исчезнувшей страны". Также в рамках фестиваля пройдет вечер, посвященный памяти чешского писателя и первого президента Чехии Вацлава Гавела.
Всего на фестивале будет показано 120 картин из 24 стран. По прогнозам организаторов, фестиваль посетит более 20 тысяч зрителей.
Закрытие "Артдокфеста" состоится в рамках торжественной церемонии вручения Национальной премии "Лавровая ветвь" 15 декабря в кинотеатре "Художественный".
Самый крупный в России фестиваль авторского документального кино был учрежден в 2007 году. Президентом фестиваля является член Российской академии телевидения "ТЭФИ", член Российской кино академии "Ника", кинорежиссер и продюсер Виталий Манский. К участию в конкурсной программе "Артдокфеста" допускаются фильмы со всего мира, снятые на русском языке. Предпочтение отдается картинам, чьи авторы ставят перед собой задачу развития языка документального кино, открывают новые формы и образы и отказываются в своем творчестве от общепринятых шаблонов, приемов и штампов.