Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Сорок лет назад, 7 декабря 1972 года, с космодрома на мысе Канаверал привычно отправили к Луне очередной пилотируемый космический корабль серии "Аполлон" – "Аполлон-17". Вся разница с предыдущими стартами – только в том, что этот корабль запускали ночью. А еще он оказался последним.
"Аполлон-17" шел к Луне, и его экипаж в составе командира Юджина Сернана, пилота командного модуля Рональда Эванса и пилота лунного модуля Харрисона Шмитта уже знал, что их пребывание на ночном светиле станет финалом американской лунной программы.
Были в планах и 18-й, и 19-й, и 20-й "аполлоны", но в какой-то момент все пошло не так. НАСА откровенно заскучало: да, Нил Армстронг, "маленький шаг одного человека", триумф. "Аполлон-13", покореженный взрывом кислородного бака, трое суток ползет вокруг Луны домой, к Земле, и все, затаив дыхание, следят за аварией, которая вполне могла стать первой в истории катастрофой, оставившей жертвы вне Земли.
Ученые – те требовали загружать корабли все новыми и новыми приборами. И сюда им слетай, и тут отколупай, и здесь просверли, и вот это под таким-то углом замерь. А в НАСА все чаще задавались вопросом – а что мы, собственно, делаем?
Что мы, собственно, делаем нового, прорывного? Полет к Марсу? – не вопрос, это новое. Долговременная лунная база – хорошая задача. Но американских флагов в "мягкий, похожий на мокрый песок" лунный грунт после Армстронга и Олдрина навтыкали в изрядном количестве. Зачем повторяться, если не можешь сделать большего?
Уже в 1970 году планы скорректировали, три полета отменили: НАСА и без того напряженно считало бюджет. Драматические законы жанра тоже сработали: скажем, миссии 15-го и 16-го "аполлонов" уже мало кого заинтересовали из числа непричастных, что отразилось и на рейтингах телетрансляций, и на наборе телеканалов, заинтересовавшихся ими.
Лунный триумф приелся Америке, она устала от бурных 60-х, Вьетнама, Вудстока, и с плохо скрываемым усталым отвращением втягивалась в Уотергейтский скандал. Реакция побеждала по обе стороны железного занавеса, и по обе стороны нарастала усталость от собственных рекордов.
Так что Юджин Сернан вел "Аполлон-17" к месту высадки в долине Тавр-Литров, уже зная, что лавочка закрывается. Был в этом определенный символ: Сернан полетел к Луне во второй раз. В первый раз он побывал тут в мае 1969 года на "Аполлоне-10" – не на самой Луне, а рядом: пилот лунного модуля, Сернан отрабатывал отстыковку от командного модуля и маневры на лунной орбите, осмотрев заодно место будущей посадки "Аполлона-11".
"Челленджер" – лунный модель "Аполлона-17" – добрался до Луны 11 декабря; астронавты проработали там до 14 декабря. Об этой экспедиции, в сущности, много сказать не получится: меряли, искали, фотографировали. Передвигались на ровере – столь же привычно, как до того экспедиции 15-го и 16-го "аполлонов".
Правда, нашли выход грунта неестественно оранжевого цвета. Как выяснилось на Земле, представлял он собой остеклованные шарики с повышенным содержанием окиси титана (отсюда цвет). До сих пор идут споры о его происхождении, бытуют две версии: что это следы выхода вулканических пород, и что это – импактный след (место удара метеорита).
Вместе с оранжевым, собирали и обычный грунт: домой увезли 111 кг образцов породы – абсолютно рекордный вес для всей программы "Аполлон" (всего американцы добыли с Луны 382 кг).
И на этом, в общем, все. Пик развития пилотируемой космонавтики оказался пройден; на смену пришли орбитальные станции и разговоры о том, что Солнечную систему неплохо бы изучать автоматами (чем и занялись с особым усердием).
"Возвращаясь домой и желая когда-нибудь вернуться снова – и, верю, в недалеком будущем, – я хотел бы сказать то, что останется в истории, то, что сегодняшний вызов Америки выковал завтрашнюю судьбу человечества. И вот, мы уходим с Луны, из Тавра-Литрова, уходим как пришли и, Господь даст, так же, как вернемся, – с миром и надеждой для всего человечества. Бог в помощь, "Аполлон-17!", – сбивчивые слова Юджина Сернана, прощальные слова последнего человека на Луне, известны куда меньше "маленького шага" Нила Армстронга.
А может, зря. Может, быстрее бы проворачивалось ржавое колесо лунных экспедиций?
Роскосмос пока что не в том состоянии, чтобы всерьез планировать пилотируемый полет к Луне. НАСА хронически в том же виде, что и в условном 1972 году: не хватает денег и не хватает по-настоящему амбициозных задач. Есть еще частники, но в их успех пока что верится с трудом.
Однако, возможно, уже все-таки пора полететь на Луну, и, спрыгнув на тот же самый мягкий грунт Моря Спокойствия, негромко бросить в эфир: "Юджин, мы вернулись".
Вот только есть немалые основания полагать, что сказана эта фраза будет на китайском языке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции