МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Минобороны РФ планирует вернуть под свой контроль ряд военных объектов, проданных с нарушением законодательства, заявил в четверг руководитель департамента имущественных отношений военного ведомства Дмитрий Куракин.
Опрошенные РИА Новости эксперты считают, что в первую очередь надо возвращать то имущество, от которого непосредственно зависит безопасность страны и боеготовность российской армии. Однако юристы придерживаются мнения, что вернуть объекты военным будет крайне сложно.
Правоохранительные органы возбудили целый ряд дел по факту махинаций с недвижимостью, землей и акциями Минобороны РФ. Самым резонансным стало так называемое "дело "Оборонсервиса", ущерб в рамках которого оценивается в сумму, превышающую 4 миллиарда рублей. Экс-главе департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгении Васильевой предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах. Она находится под домашним арестом. Кроме того, в рамках того же дела арестованы экс-глава "Центра правовой поддержки "Эксперт" Екатерина Сметанова и ее супруг — бывший гендиректор "Окружного материального склада Московского округа ВВС" Максим Закутайло.
Ведущие российские военные эксперты в числе объектов недвижимости, за которые Минобороны необходимо побороться в первую очередь, назвали здания 31-го проектного института, Главкомата Сухопутных войск, Центрального экспериментального пошивочного комбината, а также нефтехранилища Северного флота, "проданного по заниженной цене коммерсантам".
На круги своя
Министр обороны РФ Сергей Шойгу поручил проработать вопрос о возвращении министерству ряда проданных с нарушениями объектов. Соответствующее заявление в четверг было озвучено руководителем департамента имущественных отношений Минобороны РФ Дмитрием Куракиным.
"Поручения даны министром по целому ряду объектов. Мы прорабатываем возможность подачи исков о расторжении сделок и признании их недействительными", — сказал Куракин.
По его словам, Минобороны может столкнуться с трудностями при возвращении этого имущества, если формально все сделки были проведены законно.
Он привел пример с продажей квартиры. "Если вы продали квартиру, а через месяц поняли, что вы продешевили, никто вас не заставлял", — сказал Куракин, отметив, что, как в этой ситуации, так и в ситуации с имуществом Минобороны, суд может встать на сторону покупателя.
Кроме того, руководитель департамента не исключил, что военное ведомство передаст часть функций по реализации высвобождаемого имущества Росимуществу. "Этот вопрос (о передаче функций по продаже объектов) прорабатывается. Мы обсуждаем его с коллегами из Росимущества, спрашиваем, насколько они сами готовы", — сказал Куракин.
Говоря о деле "Оборонсервиса", он сообщил, что департамент имущественных отношений Минобороны РФ оказывает полное содействие в проведении следственных действий правоохранительным структурам.
В то же время Куракин подчеркнул, что возбуждение уголовного дела в отношении бывшего руководителя департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгении Васильевой не бросило тень на всех его сотрудников.
"Мы в состоянии создать новую репутацию департамента. Роль отдельной личности не может бросить тень на структуру", — сказал Куракин. Он отметил, что в департаменте работает большое количество порядочных людей.
Отвечая на вопрос журналистов, не планируется ли переименование департамента в связи с последними скандалами в Минобороны, Куракин сказал, что "мысли о переименовании даже в голову не приходило".
"Нам не шашечки нужны, а нужно ехать. Не знаю, есть ли смысл заниматься сейчас сменой вывески", — сказал начальник департамента.
Он добавил, что хотел бы усилить департамент новыми людьми.
Шансы призрачны…
Адвокаты, опрошенные в четверг РАПСИ, считают, что российскому военному ведомству будет сложно добиться возврата ряда проданных с нарушением объектов, такие иски следует заявить в рамках уголовных дел, возбужденных по данным фактам.
По мнению юристов, министерству не следует торопиться с подачей отдельных гражданских исков о возврате имущества, а стоит заявить претензии в рамках уголовных дел, возбужденных по фактам нарушений при продаже.
"Ситуация должна разрешаться в рамках уголовных дел, где могут быть заявлены соответствующие гражданские иски. Основанием для их удовлетворения будет тогда являться приговор, доказывающий факт незаконного вывода имущества. Что касается возможного арбитражного разбирательства, его перспективы будут связаны с возможностью Минобороны доказать факт незаконной продажи имущества и занижения цены. Но, на мой взгляд, более перспективен путь гражданских исков в уголовном процессе. Скорее всего, суд назначит судебно-экономическую экспертизу в рамках уголовного дела, которая и ответит на вопросы, имело ли место занижение цены и в каком размере", — считает управляющий партнер московского офиса AstapovLawyers Денис Быков.
Адвокат Игорь Трунов также полагает, что самый простой путь — заявить иски в рамках уголовных дел.
"Вопрос, конечно же, должен решаться через суд, и можно начать с оспаривания сделки, однако легче решать этот вопрос в рамках уголовного дела. Можно попробовать заняться этим вопросом и без решения суда в порядке гражданского судопроизводства, и если иск будет удовлетворен, это решение также может послужить доказательством и в уголовном деле", — сказал он.
Защитник затруднился дать прогноз по поводу возврата имущества, пояснив, что многое будет зависеть от деталей, которые ему неизвестны, например, от того, кто это имущество приобрел.
Адвокат Дмитрий Аграновский пока не видит оснований для возврата министерству его имущества.
"Шансов у них (министерства) на данном этапе очень мало. Для начала им нужны основания для возврата имущества, а именно — решение по уголовному делу", — пояснил защитник.
Однако его коллега Александр Арутюнов считает, что, напротив, Минобороны стоит немедленно обращаться в суд, так как дело может расследоваться и рассматриваться в суде годами.
"Минобороны поступает правильно. Иски стоит подавать в рамках гражданского судопроизводства, ведь если делать это в порядках уголовного дела и ждать решения суда, могут пройти и годы. У них есть шансы на данном этапе в гражданском порядке вернуть себе пусть и не все, но какую-то часть имущества определенно", — полагает защитник.
… но бороться будем
В первую очередь необходимо вернуть объекты недвижимости, незаконная продажа которых отрицательно сказалась на боеготовности и боеспособности Вооруженных сил (ВС) РФ, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Данное решение представляется абсолютно логичным, учитывая, что значительное количество ведомственных объектов реализовывалось по ценам значительно ниже рыночных, считает председатель Общественного совета при Минобороны РФ, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
По его мнению, Минобороны в первую очередь будет вести борьбу за те объекты, которые критически важны для обеспечения жизнедеятельности ВС РФ. "В частности, сообщалось о нефтехранилищах Северного флота, которые были проданы по заниженной цене коммерсантам. Также я думаю, что может быть пересмотрено и решение о продаже, например, здания проектного института в центре Москвы, который занимается проектированием объектов оборонной инфраструктуры и ракетных полигонов", — уточнил собеседник агентства.
Он подчеркнул, что попытки Минобороны вернуть утраченную недвижимость будут поддержаны общественным мнением, а это важно для справедливого урегулирования вопроса. "Безусловно, решение побороться за эти объекты недвижимости будет сопряжено с подачей исков в арбитражные суды, и этот процесс может затянуться, но надо пытаться это делать", — отметил Коротченко.
Схожего мнения придерживается и президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. "Шойгу думает о развитии ВС — и именно это направление будет главным в его деятельности. Для развития ВС необходимо иметь и недвижимость в лице зданий и земельных участков для развития учебно-материальной базы", — заявил он. Ивашов полагает, что новый глава Минобороны РФ планирует ликвидировать "некоторые разрушительные последствия деятельности своего предшественника", а для этого нужны соответствующие здания и территории. "Наверное, вернут 31-й проектный институт, единственный в таком роде в ВС, наверное, будет возвращено и здание на Фрунзенской набережной — Главкомат Сухопутных войск, Центральный экспериментальный пошивочный комбинат, здание академии инженерных войск и другие капитальные сооружения. Можно полагать, что остановится и процесс продажи тех зданий, которые будут нужны для развития ВС, восстановления их боеспособности", — считает эксперт.
В свою очередь, директор Института военного и политического анализа Александр Шаравин заявил РИА Новости о необходимости провести ревизию деятельности предыдущего руководства Минобороны РФ, чтобы сначала определиться с перечнем всех проданных за последнее время объектов ведомства. "Прежде всего, сейчас необходима инвентаризация всего того, что сделано, а затем результаты нужно будет обсудить по нескольким критериям — так ли уж необходимо было продавать тот или иной объект. Необходимо провести ревизию с тем, чтобы определить те объекты, которые нужны армии и были проданы без достаточных обоснований", — отметил Шаравин. Однако уже сейчас можно говорить о том, что заявления главы департамента имущественных отношений Минобороны (о намерении ведомства вернуть ряд проданных с нарушениями объектов недвижимости) вполне обоснованы, считает он.
"Насколько мне известно, был продан пункт по обеспечению горючим нашего Северного флота, а это — удар по боеготовности и боеспособности нашего флота. Обо всех таких объектах сейчас трудно говорить, но в первую очередь это касается зданий и производственных объектов, без которых армии трудно существовать", — пояснил эксперт.
Он уточнил, что по результатам инвентаризации можно будет не только определить перечень недвижимости, реализованной с нарушением закона, но и выбрать те объекты, которые можно было бы выставить на продажу. "Только продавать их надо по нормальным рыночным ценам", — подчеркнул Шаравин.