С.-ПЕТЕРБУРГ, 5 дек — РИА Новости. Администрация Северного морского пути может быть размещена в Архангельской области, сообщил специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.
"Я скажу, что Архангельская область — есть поручение президента — изучить этот вопрос и доложить", — сказал Чилингаров журналистам в ходе международного форума "Арктика: настоящее и будущее".
"Я поэтому и обхожу этот вопрос, поскольку, не было реального решения… есть несколько заявок, несколько регионов, которые хотели бы разместить у себя администрацию Севморпути. По закону у этой администрации очень широкие полномочия", — сказал Аристов.
Он пояснил, что, по сути, администрация Севморпути будет разрешать или не разрешать ходить судам по этой "магистрали". Наличие такой мощной структуры интересно многим регионам России.
"Но мы-то будем рассматривать с точки зрения интересов всей транспортной системы", — подчеркнул Аристов.
Он напомнил, что администрация Северного морского пути будет устанавливать и будет регулировать порядок плавания судов, правила ледокольной проводки, системы связи, словом, практически все функции.
Также Аристов заметил, что предложение ФГУП "Росатомфлот" по созданию национального оператора на Севморпути не является правильным.
"Должна быть конкуренция, развитие и ходить по Севморпути могут все компании, которые обладают судами соответствующего ледового класса, а не только атомные ледоколы", — сказал Аристов.
Президент РФ Владимир Путин 30 июля подписал закон о создании федерального казенного учреждения "Администрация Северного морского пути", который в том числе вводит обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов.
В частности, закон предусматривает создание администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения, которое принимает заявления на право плавания в его акватории. Оговаривается, что размер платы за ледокольную проводку судна в акватории Севморпути определяется в соответствии с законодательством о естественных монополиях. При этом оплата такой проводки осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг.
Альтернатива Северного морского пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12,8 тысячи морских миль, то Северным морским путем — только 5,8 тысячи морских миль.
Главное препятствие для прохода судов — лед. Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.