Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич в преддверии министерского заседания ОБСЕ в Дублине 6 декабря в интервью РИА Новости рассказал о том, как складывается взаимодействие Организации с РФ и какие вопросы Москва планирует обсудить на встрече в Ирландии.
- 6-7 декабря в Дублине пройдет 19-е заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, в котором примет участие министр иностранных дел России Сергей Лавров. Какова роль Совета в деятельности ОБСЕ?
- СМИД является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ, действующим в периоды между саммитами Организации, рассматривает ход выполнения решений встреч в верхах, определяет задачи на среднесрочную перспективу. Он также служит площадкой для политических консультаций государств-участников. Решения, принимаемые в ОБСЕ, носят характер политических обязательств и не имеют юридической силы.
- Какие вопросы предстоит обсудить на заседании СМИД в Дублине?
- Главным вопросом предстоящего СМИД станет рассмотрение хода выполнения задач, поставленных саммитом в Астане в 2010 году, по формированию на пространстве ОБСЕ единого и неделимого «сообщества безопасности», свободного от разделительных линий, конфликтов и зон с разным уровнем безопасности. Эта цель призвана сплотить государства-участники, а саму ОБСЕ превратить в форум открытого и равноправного диалога, способствующего укреплению сотрудничества и взаимопонимания.
К сожалению, выполнение данной цели пробуксовывает. Это происходит из-за того, что некоторые страны и группы стран пытаются продвинуть свои подходы, не считаясь с интересами, а иногда внутренним законодательством и международными обязательствами других государств.
- Какие шаги можно было бы предпринять для реализации этой задачи?
- Надеемся, что исправить ситуацию поможет инициатива ирландского председательства о запуске процесса «Хельсинки плюс 40», нацеленная на обновление ОБСЕ и выработку стратегического видения ее дальнейшей работы к 40-летию Хельсинкского Заключительного акта в 2015 году. Решение на этот счет планируется принять на СМИД в Дублине.
Россия рассматривает процесс «Хельсинки плюс 40» через призму реформы ОБСЕ, которая должна быть направлена на исправление географического и тематического дисбалансов в работе и превращение ее в полноценную международную организацию.
Для этого надо, прежде всего, разработать Устав ОБСЕ — юридически обязывающий учредительный документ, закрепляющий цели Организации, критерии членства, принципы работы директивных органов и исполнительных структур.
Рассчитываем, что формированию «сообщества безопасности» будут способствовать усилия ОБСЕ по противодействию транснациональным угрозам. Российским вкладом в эти усилия стала Антинаркотическая концепция ОБСЕ, которая была утверждена в июле 2012 года по нашей инициативе и которую предстоит одобрить на СМИД в Дублине. В ней зафиксированы задачи ОБСЕ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, включая афганские опиаты и наркотики синтетического происхождения.
Также выступаем за укрепление потенциала ОБСЕ в борьбе с терроризмом, оргпреступностью, включая торговлю людьми, человеческими органами и тканями.
«Сообщество безопасности» ОБСЕ должно быть свободным от разделительных линий, включая визовые барьеры. На их устранение направлена инициатива по обеспечению свободы передвижения, выдвинутая Россией, Белоруссией и Казахстаном. Она призвана напомнить об обязательствах по либерализации визовых режимов, зафиксированных в Хельсинкском Заключительном акте и других документах ОБСЕ, и призвать государства-участники к их выполнению.
- К каким проблемам предполагается привлечь внимание в ходе заседания СМИД?
— В Дублине мы намерены выразить озабоченность ростом радикальных настроений в странах ОБСЕ. Особую актуальность приобретают задачи борьбы с неонацизмом и агрессивным национализмом, сохранения исторической памяти о Второй мировой войне. В год 70-летия Сталинградской битвы вызывают возмущение марши ветеранов «Ваффен-СС» и появление памятников нацистам в странах Балтии.
Мы также будем настаивать на соблюдении прав национальных меньшинств, включая права соотечественников в Латвии и Эстонии. Явление «безгражданства» в этих странах — позорно для современной Европы и мира.
- Что бы вы могли сказать о деятельности ОБСЕ на электоральном треке?
- Считаем, что серьезной реформы требует работа ОБСЕ по наблюдению за выборами. Это подтвердил опыт мониторинга, осуществлявшегося БДИПЧ в 2012 году в США, России, Белоруссии, на Украине и в других государствах. В одни страны направлялось по 600 наблюдателей, в другие — несколько человек. Разные оценки БДИПЧ получали одни и те же факты, имевшие место в разных странах. В США, к примеру, наблюдателей не пускали на участки в целом ряде штатов и угрожали им уголовным преследованием.
Выступаем за проведение сравнительного анализа избирательного законодательства во всех странах ОБСЕ и разработку единых правил наблюдения за выборами по линии БДИПЧ, которые должны утверждаться директивными органами ОБСЕ. Наблюдать надо во всех странах и на равных условиях.
- Какие еще вопросы Россия считает актуальными для обсуждения на СМИД ОБСЕ?
- Россия выступает за прагматичное взаимодействие в рамках экономико-экологического измерения ОБСЕ. Активно работаем над решением СМИД по надлежащему управлению с упором на борьбу с коррупцией. Данное направление относится к числу российских приоритетов. Считаем, что ОБСЕ способна дополнить работу профильных международных механизмов в этой сфере, прежде всего Конвенции ООН против коррупции, не дублируя при этом такие механизмы.
В период экономического кризиса повышается значение социально-экономических аспектов прав человека. Выступаем за их рассмотрение на площадке ОБСЕ.
Актуальной проблемой, связанной с информационно-коммуникационными технологиями, является тема вмешательства в частную жизнь граждан, включая прослушивание разговоров и перехват корреспонденции. Мы выдвинули соответствующий проект решения и рассчитываем на развитие диалога по этой тематике в ОБСЕ.
На СМИД в Дублине Россия настроена на конструктивную дискуссию и призывает всех участников ОБСЕ следовать этой линии.
- Как идет подготовка к заседанию СМИД?
- К сожалению, в ходе подготовки министерской встречи некоторые делегации пытаются продвигать предложения, которые не могли собрать консенсус в прошлые годы. Россия и ряд других государств не могут их принять как противоречащие внутреннему законодательству и международным нормам. Это касается предложений по проблематике региональных конфликтов, митингов и шествий, вопросов регулирования Интернета, предоставления особых прав отдельным группам лиц и др.
Наши эксперты участвуют в работе над проектами решений, исходя из норм внутреннего законодательства, международно-правовых обязательств и национальных интересов России. Считаем, что при подготовке решений важно учитывать их «добавленную стоимость», избегать дублирования соответствующих усилий по линии других международных организаций.
- Что еще характерно для предстоящего заседания?
- СМИД в Дублине впервые пройдет в расширенном составе. Двадцать первого ноября 57-м участником ОБСЕ стала Монголия, которая до этого имела статус партнера по сотрудничеству. С ее принятием ОБСЕ вышла за пределы исторически сложившейся зоны ответственности. Данный шаг не является прецедентом, но заставляет приступить к разработке критериев членства в Организации.
«На полях» СМИД в Дублине планируется ряд двусторонних встреч главы МИД РФ Сергея Лаврова с руководством ОБСЕ, Евросоюза и министрами иностранных дел некоторых государств-участников.