МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Василий Белов, ушедший из жизни во вторник, в отличие от других писателей-деревенщиков, был силен как художник, а не как публицист, в 60-е годы под влиянием его произведений интеллигенция уезжала из городов в деревни, рассказал РИА Новости литературный критик, писатель Павел Басинский.
Василий Белов скончался во вторник в возрасте 80 лет. Похороны состоятся в пятницу, но пока не определено место: это будет или Вологда, или родина писателя — деревня Тимониха в Харовском районе.
Посмотрите фотоленту: Василий Белов — классик из русской деревни >>
"К сожалению, в последнее время о Белове очень мало вспоминали. Он много болел, безвыездно жил в Вологде, выезжал только в свою родную деревню Тимониху. То, что его подзабыли, связано отчасти и с его достаточно жесткой позицией по отношению к либералам, которую он, как и большинство деревенщиков, занял в 90-е годы. Белов был антизападником, жил целиком своим крестьянским космосом, своей родной Тимонихой. И все, что происходит вне, отталкивало его, пугало. В 90-е годы у Белова с интеллигенцией произошел конфликт именно по этой части", — отметил Басинский.
По его словам, расцвет популярности Василия Белова пришелся на 60-е годы, когда вышло его произведение "Привычное дело". Оно сразу стало культовым, причем именно для столичной интеллигенции.
"Многие молодые люди под влиянием этого произведения покупали дома в деревне, уезжали туда учительствовать по окончании МГУ. То есть эта вещь изменила сознание многих городских людей в 60-е годы, внушив им любовь к уже уходящей русской деревне", — рассказал Басинский.
По мнению литературоведа, безусловным шедевром, достойным включения во все хрестоматии русской литературы, является цикл "Плотницкие рассказы". А самая поэтичная вещь Белова — "Лад. Очерки о народной эстетике", где писатель раскрывает миф русской деревни, рисует жизнь деревенского этноса.
"Мне в меньшей степени нравятся его поздние вещи — "Кануны", "Год великого перелома". Они, разумеется, неслучайно написаны. Это все у него наболело, вот эта коллективизация насильственная. Но здесь много публицистики, а Белов, на мой взгляд, силен своей художественной стороной, своим чистым, в хорошем смысле народным языком. Федор Абрамов, скажем, очень сильный писатель, но в его прозе много социальной публицистики. А у Белова, например, в "Привычном деле" главное не социальная сторона, а душа главного героя, его отношения с женой, то, как он становится виновником ее смерти, вот эта человеческая трагедия", — отметил Басинский.
Он считает, что в целом писатели-деревенщики — это уходящая натура. Но это не значит, что их творчество никак не повлияло на современную литературу.
"Я вижу следы деревенской прозы у Захара Прилепина, Романа Сенчина, Михаила Тарковского, Алексея Варламова", — пояснил Басинский.
Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области. Является представителем "деревенской прозы". В 1961 году у Белова вышел первый сборник стихов "Деревенька моя лесная", позже он выпустил несколько сборников рассказов "Знойное лето", "Речные излуки", повести "Привычное дело", "Плотницкие рассказы", а также несколько романов.