Рейтинг@Mail.ru
Кадочников: независимая оценка знаний студентов нужна на втором курсе - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кадочников: независимая оценка знаний студентов нужна на втором курсе

© Фото : ГУ-ВШЭДиректор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников
Директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников
Читать ria.ru в
Дзен
О задачах ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), о выстраивании отношений с государством и бизнесом, о критериях сравнения вузов в интервью РИА Новости рассказывает директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников.

Ассоциация ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), учредительная конференция которой состоялась в сентябре этого года в НИУ ВШЭ, планирует разработать требования к преподавателям экономических дисциплин и усилить контроль качества знаний студентов. О задачах ассоциации, о выстраивании отношений с государством и бизнесом, о критериях сравнения вузов в интервью РИА Новости рассказывает директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников.

- Сергей Михайлович, как вы видите задачи перед ассоциацией?

- Главная задача — формирование в нашем профессиональном сообществе стандартов в широком смысле этого слова.

Но сначала самим фактом создания ассоциации мы решаем другую задачу — формирование профессионального сообщества. АВРЭМ — это сообщество внятных размеров. В поле ее работы втягиваются вузы, которые вполне могут участвовать в современных разработках. Если этих вузов два-три, а за рамками ассоциации — тысяча остальных, то дифференциация только будет усиливаться. А если их около двадцати, как у нас, то ситуация будет меняться.

Государственный образовательный стандарт — это минимум требований, чтобы в пропасть не упасть, минимальная планка. Ассоциация делает следующий шаг: настало время задать более высокую планку.

- Как ассоциация планирует выстраивать отношения с государством и бизнесом?

- АВРЭМ может выступать как партнер государства в подготовке стандартов по экономике и менеджменту, оценке уровня не только стандартов, но и подготовки выпускников. Формирование оценочных материалов, рейтингов — тоже задача АВРЭМ, в этом заключается ее помощь государству.

Есть вузовские стандарты, а есть стандарты работодателей. Вузовские стандарты не обязаны им соответствовать — мы не готовим человека под конкретное предприятие. У образования другие задачи — оно создает мобильность человека в мире, в профессии. Когда мы готовим выпускника, то учитываем, что он может менять место работы. Человек для общества — это не работник для предприятия. При этом мы участвуем в разработке профессиональных стандартов.

С другой стороны, мы тоже работодатели, тоже можем создать свой профессиональный стандарт — стандарт вузовского преподавателя. И это приведет к структурированию рынка труда, когда есть преподаватели, имеющие сертификат ассоциации. Со временем наличие сертификата может стать знаком качества, и мы сможем таким образом управлять качеством преподавателей. Поскольку АВРЭМ — некоммерческая организация, мы можем создать свой профессиональный стандарт менеджеров некоммерческой организации. Это тоже поможет структурировать рынок специалистов.

- В чем заключается интерес к работе ассоциации со стороны Уральского федерального университета? Какие темы для вас особенно важны?

- Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ — значимый игрок на рынке высшего образования в нашей сфере. Мы заинтересованы в том, чтобы создавать и реализовывать новые стандарты.

На мой взгляд, очень важная тема — введение промежуточной независимой аттестации студентов. Нужно не откладывать все до итоговой аттестации, когда человек уже закончил учиться, а ввести независимую оценку освоения части дисциплин, например, на втором курсе. Это позволит, с одной стороны, оценить состояние дел в вузе, с другой — показать студентам, в какой вуз они пришли и куда им, может быть, стоит уйти, если они попали не туда. В АВРЭМ я вхожу в комиссию, которая занимается оценкой качества и стандартами. Формирование банка оценочных средств, их внедрение в процедуру государственной аккредитации, появление промежуточных экзаменов на бакалаврских программах позволит не давать аккредитацию самым плохим программам и отчислять самых плохих студентов.

Нам предстоит интересная работа по формированию дисциплин, которые составят ядро наших направлений подготовки, анализу оценочных средств, составления рейтингов вузов и факультетов нашей профессиональной среды. Существуют рейтинги университетов в целом, а есть рейтинги университетов и факультетов в определенной области. Вуз может не входить в первую десятку, например, Шанхайского рейтинга, но быть очень уважаемым в своей сфере. Поэтому нужны очень прицельные, профессиональные критерии для оценки и сравнения, на которые могли бы ориентироваться руководители таких университетов и факультетов.

- Например?

- Нельзя ориентироваться только на научные публикации в международных журналах — нужно учитывать и наши журналы, выбрать, например, 10-20 лучших, таким образом аккумулировать внимание к этим журналам, придать им большую значимость. Не нужно забывать и о результатах исследований, выраженных в денежной форме, — заказанных бизнесом, государством.

Есть еще такие показатели, как зарплаты преподавателей и выпускников, доля выпускников, работающих по специальности, оценки работодателей. Но здесь потребуется определиться с количеством и составом экспертов, а это, наверное, самый непростой вопрос. Обязательно нужно учитывать международную деятельность вузов. Несмотря на то, что у нас рынок труда большой, вузы не должны забывать о международных ориентирах.

Подготовила Екатерина Рылько, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала