В текущем году произошел сразу ряд знаковых событий, касаемых АК: конструктору Михаилу Калашникову исполнилось 93 года, в свою очередь компания «Ижмаш», обладающая эксклюзивными правами разработки и производства автоматов Калашникова и Никонова, объявила о создании новейшего автомата пятого поколения — АК-12. Эта новость не оставила безразличными не только экспертов и военных в России, но и многих специалистов за рубежом. Автомат Калашникова (АК) является самым популярным и востребованным стрелковым оружием во многих армиях мира. Многие государства, отдавая должное безотказной работе автомата, сыгравшего немалую роль в истории их стран, изображают АК на своих гербах.
О перспективах производства, возможности обеспечения российской армии новейшим автоматом и его экспорта за рубеж в интервью РИА Новости рассказал временный генеральный директор НПО «Ижмаш» Александр Косов. Беседовал Сергей Гарифуллин.
— Президент России Владимир Путин поддержал идею объединения предприятий «Ижмаш» и «Ижмех» в рамках корпорации «Ростехнологии» под общим брендом «Калашников». Когда начнется процесс регистрации торговой марки «Калашников»? Какие дивиденды принесет данный шаг?
— Думаю, что эту идею мы комментировать не будем. Брендом Калашников управляет семья Михаила Тимофеевича, соответственно, все решения по этой части могут приниматься только ими.
От себя могу сказать, что считаю «Ижмаш» брендом не менее серьезным, чем Калашников. Это предприятие с 205-летней историей, которое внесло свой вклад в победу нашей страны во всех войнах, и важно, чтобы преемственность сохранялась независимо от политических и экономических решений.
— Александр Александрович, 17 декабря 2012 года будет оглашено имя нового гендиректора «Ижмаша». Регистрировали ли вы свою кандидатуру для участия в конкурсе?
— В «Ростехнологиях» осведомлены о том, каких результатов удалось достичь «Ижмашу» в последнее время. Также руководство корпорации знает о моем видении развития предприятия на ближайшие годы. Мы должны взять за основу три базовых принципа: обеспечивать выпуск качественной продукции, ежегодно выводить на рынок 2-3 новых продукта и обязательно завязывать размер оплаты труда на его результаты. Работу в каждом из этих направлений мы уже ведем. Если, независимо от того, кого назначат на должность генерального директора, этот топ-менеджер сохранит три базовых ориентира, у «Ижмаша» будет достойное будущее.
— До конца текущего года «Ижмаш» планировал поставить МВД около 2000 карабинов «Сайга». Завершены ли поставки? Есть ли заказы на следующий год? Какие еще страны, помимо Индонезии, проявляют интерес к «Сайге»?
— Мы планировали поставить в МВД больше, чем 2 000 изделий. Производство по этому заказу запущено, и уверен, что до конца текущего года мы обязательно выполним все наши обязательства. Более того, в рамках мероприятий по повышению качества в этом году мы смогли обеспечить улучшение некоторых параметров служебного оружия. К примеру, у выпущенных в этом году для МВД карабинов «Сайга-20СВ» магазины будут взаимозаменяемые, в то время как раньше требовалась индивидуальная подгонка. Также нам удалось повысить качество изготовления стволов, в итоге кучность составляет в среднем 50%, хотя конструкторская документация требует 40%. Особую гордость за «Ижмаш» и АК вызвали прошедшие испытания на «живучесть». Из некоторых изделий мы стреляли сверх требований технических условий и выявили, что автомат Калашникова может выдержать настрел почти втрое выше, чем описано в наших гарантийных обязательствах. Эти исследования позволяют нам сегодня увеличить гарантийный ресурс автоматов и, вероятно, некоторых других изделий, созданных на базе АК. Уверен, что МВД России заинтересовано в высоком качестве закупаемых изделий и оценит наши инициативы в этой области.
Что касается интереса к «Сайге» сил правопорядка иностранных государств, то, безусловно, высок интерес США, куда мы поставляем большие партии изделий, а также стран Азитско-Тихоокеанского региона: Индонезии, Таиланда, Пакистана.
— На что «Ижмаш» планирует делать ставку в дальнейшем — на АК-12 или АК-74М?
— Это два принципиально отличающихся изделия, у которых разные задачи.
Если модернизация АК-74 преследовала цель поддержать Минобороны и создать возможности для доработки уже изготовленных автоматов до современных требований вооруженных сил, то АК-12 — это изначально новая платформа для выпуска современного оружия. Собственно, над обеими задачами работа продолжается. Вариант модернизации АК-74 отправлен в ЦНИИТОЧМАШ на испытания, после которых на Межведомственной рабочей группе будет принято решение о внедрении этого решения. Причем, мы не исключаем, что будут приняты несколько вариантов модернизации, поскольку у каждого рода войск есть свои особенности и требования, и при модернизации изделий в заводских условиях мы можем их максимально учесть. К примеру, для спецназа на АК-74 установить складной приклад с регулируемой эргономикой, а для сухопутных войск — телескопический. На последней выставке в Индонезии мы выявили интерес зарубежных стран к модернизированному варианту АК-74, поэтому не исключаю поставки оружия в этой комплектации за рубеж как минимум до тех пор, пока АК-12 не будет поставлен на вооружение российской армии.
Как испытывают автоматы Калашникова. Смотрите интерактивный репортаж >>
Что касается АК-12, то это новая разработка «Ижмаша», в которой сохранена надежность легендарного автомата Калашникова, но конструкция его изначально модульная, а эргономика, возможности управления огнем, кучность стрельбы — соответствуют лучшим современным требованиям. АК-12 разрабатывался в тесной связке с представителями различных родов войск, которым предстоит его использовать. Прототип АК-12 уже прошел весь комплекс испытаний в ЦНИИТОЧМАШе, и мы получили необходимые экспертные заключения для продолжения работы над данным изделием. Думаем, что следующий прототип АК-12, в котором будут устранены все замечания, мы к середине 2013 года сможем вывести на государственные испытания.
Параллельно с работой над боевым образцом, мы ведем разработки гражданского оружия на базе АК-12. В 2013 году мы планируем представить покупателям три новых нарезных карабина и одно гладкоствольное ружье 12-го калибра. Думаю, что эти образцы будут поставлены в серию даже раньше, чем боевой автомат. На гражданские образцы АК-12 мы и делаем ставку, причем не только на отечественном рынке, но и за рубежом.
— Идет ли в данный момент работа над созданием какого-либо нового оружия? Какое вооружение, производимое на «Ижмаше», проходит процесс модернизации?
— Как уже отмечено ранее, ведется разработка нескольких гражданских и военных образцов на платформе АК-12.
Думаю, что в этом году мы завершим разработку малокалиберных карабинов СМ2-КО и БИ-7-2-КО с механизмом перезаряжания, аналогичным биатлонным винтовкам. Эти изделия мы ориентируем на американский рынок, поскольку развлекательная стрельба в Штатах развита гораздо больше, чем в России и других странах. Что интересно, новые малокалиберные винтовки будут стоить в пределах 200-300 долларов, поэтому рынок сбыта прогнозируется достаточно большой.
Также в планах завода выпустить в ближайшие год-два несколько airsoft-версий известных изделий (СВД, АН-94, ПП «Витязь-СН»). А совместно с Федерацией практической стрельбы сейчас разрабатывается нарезной карабин для практической стрельбы. В начале следующего года планируем отдать его на испытания команде стрелков «Ростехнологии».
— Когда будет передана лицензия на производство автоматов Калашникова «сотой» серии Индии, как и планировалось? Какие еще страны подавали заявки и проявляли интерес по вопросу лицензионного производства?
— Мы говорили о том, что по индийскому направлению лишь ведутся переговоры, никаких конкретных решений «Рособоронэкспортом» принято не было. Также ведется работа по строительству заводов в Азербайджане и Венесуэле. В Азербайджане мы уже вышли на этап наладки оборудования и запуска производства, в Венесуэле — продолжается строительство производственных корпусов, хотя оборудование, материалы, некоторые комплектующие для организации производства нами уже поставлены.
В последнее время страны, которым «Ижмаш» продавал лицензии на производство АК, проявляют интерес к модернизации производства и технологий. Эти вопросы также находятся на проработке в «Рособоронэкспорте».
— В преддверии зимы актуален вопрос о нашей биатлонной сборной. Сколько новых винтовок «Биатлон» было отправлены для нашей команды в текущем году? Какие отзывы и пожелания о винтовке Вы слышите от спортсменов?
— Летом мы поставили нашей первой сборной по биатлону 6 винтовок. Новое оружие получили Ольга Вилухина, Екатерина Глазырина, Евгений Гараничев, Яна Романова и другие спортсмены. Во время соревнований по летнему биатлону винтовки отлично проявили себя, и сейчас мы ждем данных об особенностях использования этих винтовок зимой, в минусовые температуры. Сезон уже стартовал, и Ольга Вилухина уже завоевала с нашей винтовкой свои первые медали на этапе Кубка Мира в Эстерсунде. В общем, ждем отзывов и готовы обеспечить нашу сборную винтовками в полном объеме.
— Как вы относитесь к вопросу легализации оружия?
— Я считаю, что необходимо пересмотреть правила получения лицензий. Сейчас можно легко купить мощное гладкое ружье 12-го калибра, типа «Сайги-12», имеющее высокую разрушительную силу, а для покупки малого калибра требуется ждать 5 лет. Вопрос легализации оружия, безусловно, заслуживает обсуждения.