Филевская линия (ранее носила название Арбатско‑Филёвская, также известна как "голубая ветка") московского метро была открыта в 1958 году, однако некоторые станции этой линии действовали еще с 1935 года как вилка Сокольнической линии.
В состав линии входит 13 функционирующих станций, а эксплуатационная длина составляет 14,9 километров. Среднее время поездки по всей "ветке" — 21 минута.
Конечные станции "Александровский сад", "Кунцевская" и "Международная".
Участок "Киевская" — "Кунцевская" — открытый, проходит по поверхности.
Станции "Студенческая", "Кутузовская", "Фили", "Багратионовская", "Филевский парк", "Пионерская" и "Кунцевская" — наземные.
Движение открыто на участках: "Александровский сад" — "Смоленская" в 1935 году; "Смоленская" — "Киевская" в 1937 году; "Александровский сад" — "Киевская" закрыт в 1953 году, повторно открыт в 1958 году; "Киевская" — "Кутузовская" в 1958 году; "Кутузовская" — "Фили" в 1959 году; "Фили" — "Пионерская" в 1961 году; "Пионерская" — "Молодежная" в 1965 году; "Молодежная" — "Крылатское" в 1989 году.
С 1938 года по 1953 год участок "Александровский сад" — "Киевская" находился в составе Арбатско-Покровской линии.
Участок от станции "Киевская" до станции "Международная" представляет собой вилочное ответвление от основной линии. В 2005 году от станции "Киевская" была проложена ветка в строящийся Московский международный деловой центр и организовано движение на станцию "Деловой центр" (в настоящее время — "Выставочная"). В 2006 году была открыта следующая за "Деловым центром" станция — "Международная".
С 30 августа 2006 года поезда от станции "Александровский сад" следовали до станции "Крылатское" и до станции "Международная".
С 7 января 2008 года участок Филёвской линии от станции "Кунцевская" до станции "Крылатское" был передан в состав Арбатско‑Покровской линии.
Филевскую линию обслуживают составы, состоящие из четырех вагонов типа "Русич".
На линии находится электродепо "Фили", введенное в эксплуатацию в 1962 году.
По многим параметрам Филевскую линию можно считать уникальной: так, на перегоне "Киевская" — "Выставочная" находится самый большой уклон в столичном метро. Два самых коротких перегона в метро также расположены на Филевской линии: между станциями "Александровский сад" и "Арбатская", "Выставочная" и "Международная". Филевская — единственная линия московского метро, на которой есть платформа, работающая по расписанию (вторая платформа станции "Александровский сад"). Кроме того, Филевская — единственная линия, где почти во всех тоннелях включено освещение, и единственная линия, не считая Бутовской, большая часть которой находится на поверхности.
На линии ходит именной поезд "Поэзия в метро". С 17 ноября 2010 года пассажиры могли увидеть в вагоне поезда подборку стихов, посвященных творчеству пяти величайших поэтов Республики Чили, отметившей в 2010 году 200‑летие независимости. 30 июня 2011 года экспозицию в поезде заменили подборкой стихов, посвященных творчеству поэтов Италии. С декабря 2011 года по март 2012 года поезд "Поэзия в метро" эксплуатировался на Арбатско‑Покровской линии.
С 25 апреля 2012 года по Филевской линии поезд начал курсировать с экспозицией "Поэзия и проза Габриэля Гарсиа Маркеса", в которую вошли фрагменты наиболее известных произведений и ранее не публиковавшихся стихов колумбийского лауреата Нобелевской премии.
4 декабря 2012 года первый заместитель руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно‑транспортной инфраструктуры Евгений Михайлов сообщил, что власти Москвы могут закрыть Филевскую линию столичного метрополитена на реконструкцию. По его словам, пассажиропоток линии составляет всего 10-15 тысяч человек в час пик, поэтому он может быть распределен по другим видам транспорта.
Работы по реконструкции линии планируется провести с привлечением частных инвестиций.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников