ВАРШАВА, 4 дек — РИА Новости, Евгений Безека. Польские эксперты доставят из России в Варшаву лабораторные пробы фрагментов разбившегося под Смоленском польского президентского Ту-154, первичный анализ которых ранее породил слухи о якобы найденных следах взрывчатых веществ, сообщил во вторник пресс-секретарь главной военной прокуратуры Збигнев Жепа.
"Пробы после доставки в Польшу будут переданы в центральную криминалистическую лабораторию полиции в Варшаве, где будут проведены специальные лабораторные исследования. Эксперты прогнозируют, что они продлятся от нескольких месяцев до полугода", — говорится в официальном заявлении прокуратуры. По этим данным, пробы будут доставлены в Польшу специальным рейсом. Скорее всего, это произойдет в среду.
Польская газета Rzeczpospolita в октябре опубликовала статью, в которой утверждалось, что посетившие Смоленск специалисты якобы обнаружили на обломках самолета следы тротила и нитроглицерина. В тот же день военная прокуратура в Варшаве эту информацию опровергла. По данным ведомства, в сентябре-октябре в Смоленске работала группа из 11 человек из Польши, эксперты использовали ионные масс-спектрометры для химического анализа веществ на месте трагедии. Использованное оборудование срабатывает при соприкосновении с веществами, имеющими схожий со взрывчатыми химический состав, поэтому оборудование может среагировать на пестициды, растворители и даже на некоторые виды косметики. Газета Rzeczpospolita признала ошибку, были уволены главный редактор газеты, автор материала и два других сотрудника. Прокуратура же заявляла о возможности проведения более тщательных лабораторных исследований.
Польский президентский борт Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку. Погибли 96 человек — восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, его супруга и часть руководства Польши. Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.