В интервью газете «Московские новости» руководитель дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергей Абрамов объяснил, почему хочет убрать шаурму с Ленинградского, как будет выглядеть новый Курский вокзал и на чьи деньги строятся привокзальные часовни РПЦ.
- Как изменятся московские вокзалы в ближайшее время?
— У нас есть концепция эффективного развития инфраструктуры вокзалов до 2030 года. Прежде чем ее разработать, мы оценили международный, советский опыт. В идеале мы хотим, чтобы вокзал стал комфортным местом не только для тех, кто куда-то поедет на поезде или электричке, он должен стать удобным и востребованным и для тех, кто просто живет в городе. Хотите — гостиницу, хотите — ресторан, банковские услуги.
- То есть вокзал станет местом, куда любой может прийти пообедать или купить что-то в торговом центре? Просто пока в наши вокзалы не особенно хочется без необходимости заходить, если честно.
— Да, вокзал должен стать местом, где всем будет интересно и где каждый может получить нужную ему услугу и возможность скрасить досуг. К примеру, вполне вероятно, что в результате реконструкции Казанского вокзала столицы, которая завершится к концу следующего года, там появится кинотеатр. Этот инвестпроект будет реализован совместно с партнером из бизнес-среды. Сейчас обсуждаются детали и изучаются технические условия. Создать комфортный транспортный узел не так сложно, потому что у наших вокзалов есть конкурентное преимущество — еще в советские, а потом в российские времена они строились в центральной части городов. Достаточно внести изменения в генпланы городов, транспортные схемы, реконструировать или построить на их базе новые вокзалы. И это создаст для всех комфортную питательную среду. В первую очередь для тех, кто в ней работает, — коммерческих структур, социальных институтов.
Весь московский узел будет реконструирован в 2013 году. До конца этого года мы закончим работы на Рижском, Павелецком и Савеловском вокзалах. В новом году мы завершим реконструкцию и реставрацию Ленинградского вокзала. Вдобавок сейчас мы проектируем новый Курский вокзал.
- Как именно он изменится?
— Курский вокзал мы спроектируем в следующем году, поэтому пока ответить на ваш вопрос сложно. Но эскизы, которые предоставили нам наши партнеры — английские и французские архитекторы, — впечатляют. В конце 2013 — начале 2014 года начнем строительство. В новом здании будет удобнее устроена транспортная схема — с надпутевым строительством и множеством парковочных мест. Вокзал станет больше по площади, но вряд ли мы будем делать это за счет увеличения этажности. Сразу скажу, вокзал даже во время строительства будет продолжать работу.
- Что будет с Рижским вокзалом? Сейчас там очень маленький пассажиропоток — около пятидесяти человек в час.
— Пассажиропоток на Рижском вокзале, после того как мы реконструируем его до конца этого года, увеличится. Но не за счет того, что мы добавим какие-то новые направления, а за счет уникальности самого места. Поясню: у нас на каждом вокзале свои яркие проекты: памятники, коммерческие проекты. Вот на Рижском мы создаем арт-среду, где будем предлагать молодым деятелям культуры, искусства проводить массовые мероприятия, выставки, конференции. Это место, где в Москве можно будет талантливым деятелям культуры с нами посотрудничать.
- Вот вы Рижский вокзал хотите сделать арт-пространством. Но ведь если там кто-нибудь захочет устроить, скажем, флешмоб, придется это долго согласовывать с администрацией вокзала. И сама суть флешмоба пропадет.
— Флешмобы не нужно будет согласовывать. У нас на вокзалах уже проводили какие-то перфомансы, и о многих таких историях мы узнавали постфактум. Например, видели ролики на YouTube. Любые красивые мероприятия я поощряю, потому что это формирование новой истории, новой культуры вокзалов.
- А охранники РЖД к этому готовы?
— Ну флешмобы сейчас проводятся, вы же видите. На Курском, на Ленинградском это было, никто не мешал им. Сейчас у нас в дирекции формируется специальная группа, которая будет отвечать за мероприятиях на вокзалах.
Полный текст интервью читайте на сайте газеты «Московские новости»