Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
"Искусство и тайна нашей профессии не только и не столько в том, чтобы двигать персонаж, а в том, чтобы видеть, что внутри этого персонажа", — говорил Федор Савельевич своим ученикам. Сам он старался разглядеть личность в любом герое, будь то пьяный воробей или взбесившаяся подушка. "Даже если персонаж появляется на экране на минуту, для меня это — целая вселенная", — рассказывал Хитрук в фильме "Профессия — аниматор".
Но ведь для того, чтобы создать вселенную, для того, чтобы внутри игрушечного медведя увидеть не опилки, а богатое философское содержание, внутри льва — радость и любовь, а внутри тихого бухгалтера — социальный протест, наблюдатель должен и сам быть большого таланта личностью.
Многочисленные ученики Хитрука вспоминают, что даже просто постоять рядом с мэтром было очень важно: немедленно в голову приходили гениальные идеи, на язык — остроумные шутки. Такая от него исходила вибрация таланта.
Федор Савельевич говорил, что в основе его профессии лежит ворожба, что не может не сказаться на процессе преподавания. И учил своих учеников, усвоив технологию, немедленно забыть о ней, чтобы не превратиться в Сальери, который "музыку разъял, как труп". Процессы творчества запускаются на интуиции, говорил Хитрук, но работает это только тогда, когда она прочно сидит на ремесле.
Сам Федор Хитрук прошел длинный путь, прежде чем овладеть ремеслом. В 1935 году на Первом Московском кинофестивале он впервые увидел мультфильмы студии Дисней и твердо решил стать мультипликатором. Однако на "Союзмультфильм" он попал далеко не сразу — только через два года ему удалось устроиться стажером.
Федор Хитрук и герои его мультфильмов. Фотолента >>
"Настоящими учителями была вся 41-я комната, где сидели аниматоры, — вспоминал Федор Савельевич в документальном фильме "Профессия-аниматор". — Через плечо приглядывался — вот и вся учеба".
А дальше была война, и на студию Федор Хитрук вернулся только через восемь лет. И проработал на "Союзмультфильме" до 1983 года, 35 лет.
Это он оживил маленького волшебного человечка "Оле-Лукойе" (который сам Хитрук и есть, как утверждает Юрий Норштейн) и "Снежную королеву", и "Красную шапочку" и еще 200 персонажей в 102 фильмах. Он создал целых две сотни вселенных!
А свой первый фильм в качестве режиссера снял только в 1961 году — ему к тому времени, между прочим, было уже 44 года. "История одного преступления" — ироничный и очень смешной социальный фельетон про то, как можно из мирного бухгалтера сделать убийцу, был снят на основе личных бытовых переживаний режиссера: дворничиха в доме, где жил Хитрук, купила пластинку Утесова и слушала ее целыми днями напролет.
Еще в процессе работы над фильмом Хитрук взорвал студию — это настолько было не похоже на то, что снимали на "Союзмультфильме" раньше. Все ждали бомбу и получили ее.
"До "Истории одного преступления" на студии царили общие законы, а после стали появляться совсем другие фильмы", — вспоминает Юрий Норштейн.
Фактически, с этого фильма началась новая страница истории советской анимации. До этого "Союзмультфильм" был абсолютным клоном "Диснея", выдавая мультфильмы про говорящих зверей и хороших детей. После фильма Хитрука анимация стала жить по законам искусства — на студии стали появляться авторские, эстетские, ироничные, философские произведения.
Федор Савельевич снял еще несколько гениальных мультфильмов для взрослых, например "Фильм, фильм, фильм" или "Дарю тебе звезду" (победивший, кстати, на Каннском фестивале в 1975 году).
Но и детские фильмы, благодаря Хитруку, стали другими: ироничными, философскими, эстетскими, авторскими. Когда Вольфганг Райтерманн, создатель диснеевского "Вини-Пуха", увидел нашего, он признался, что трилогия Хитрука ему нравится больше, чем собственное творение.
Винни-Пух Хитрука и Райтермана: ищем сходства и отличия >>
С 1956-го и вплоть до 2003 года (когда ему уже было 86 лет) Федор Савельевич Хитрук вел преподавательскую деятельность. Сначала обучал студентов на курсах художников-мультипликаторов при киностудии "Союзмультфильм".
С 1980 года преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Учениками Хитрука были оскороносец Александр Петров, Михаил Алдашин, Алексей Туркус, Оксана Черкасова, Алексей Демин и многие другие именитые режиссеры и аниматоры.
Но учениками Хитрука считают себя не только те, кто непосредственно учился на его курсе, но и те, кому довелось работать рядом и даже просто наблюдать за ним.
А те, кому посчастливилось быть его учениками, признают, что самый редкий дар, которым обладал Хитрук — это умение мэтра вдруг превратиться в ученика, стать беззащитным, посочувствовать и понять.
И еще говорят, что даже в 95 лет мэтр никогда не боялся казаться смешным.
Он говорил, что характер любого персонажа складывается из того, как он реагирует на мир. Так вот, герои Хитрука учили нас (да и учат до сих пор) реагировать на мир, как на волшебство и радостное чудо, и видеть в каждом встреченном в жизни персонаже целую вселенную.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции