В ответ на петарду, ранившую вратаря "Динамо" Антона Шунина, в "Зенит" полетела из окопов интернет-сообщества туча словесных петард с проклятиями и оскорблениями. Но, по большей части, не в отместку за боль и страдания самого игрока. В отместку за все плохое, что есть в этой жизни.
…В последние дни, однако, страсти, вызванные инцидентом на футбольной арене, поутихли. Однако мина замедленного действия, коей является неадекватное поведение болельщиков на аренах стадионов наших городов, не обезврежена и вряд ли будет обезврежена в обозримом будущем.
И никто не знает, как ее разминировать на 100%. Некоторые думают, что знают и предлагают радикальные меры: штрафовать на полмиллиона рублей того, кто метнул петарду или пожизненно отлучать виновника от футбола. А лучше – то и другое.
Вердикт по матчу "Динамо" – "Зенит": адекватная неадекватность >>
А еще лучше – тотальная полицейская профилактика. То есть обнести стадионы колючей проволокой, по окружности расставить контрольно-пропускные пункты, оснащенные рентгеновскими будками.
Есть вариант: проводить все матчи вообще без болельщиков на стадионах. Пусть они сидят по домам и пабам и по телевизору наслаждаются под пиво или коньяк одной чистой, незамутненной эстетикой футбола.
Чтобы и в том и в другом случаях зрителям не было так уж тоскливо, можно подпустить в эфир интершум. Так, как это практикуется в ситкомах и в прочих юмористических шоу. Помню, как по первому впечатлению подложенные смех и аплодисменты раздражали, а теперь – ничего… попривыкли и сами в унисон веселимся.
Да, конечно, Месси, Роналду, Кержакову и остальным "артистам" будет скучновато на сцене без азартной публики на трибунах. Но и здесь видеотехника может помочь. Заполним стадионы голограммами зрителей, наполним их до краев фонограммами кричалок, и стопроцентная безопасность будет обеспечена. Если, правда, техника не дойдет до того, что голограммы начнут безобразничать и, швыряя сидения в живых игроков, срывать матчи.
Словом, абсолютная безопасность – такая же утопия, как коммунизм. Как всякая утопия, о которой легко и приятно мечтать, пока она за горизонтом будущего. Да хотя бы и прошлого. А сбывшаяся мечта идеологов – это антиутопия, химера…
Что может быть безвкуснее дистиллированной воды?.. Разве что дистиллированный футбол.
Футбол – это такая игра, которая ближе к жизни, чем любая иная забава. Это собственно сама жизнь с ее драмами и триумфами, с ее счастливыми случаями, роковыми неудачами, с ее несправедливостью и подлостью. Это сама жизнь, но только в сокращенном варианте, в уменьшенном формате, не во всю ее длину и с надеждой: сегодня – он, а завтра – ты. И наоборот.
Чем Футбол отличается от Жизни, так это тем, что он как действо более честен, сердечен и простодушен, несмотря на все многочисленные подножки, прочие фолы, тяжелые травмы (случается, что и с летальным исходом) и судейские ошибки в иных случаях – сознательных, а чаще – бессознательных.
Но, пожалуй, самое фундаментальное его отличие то, что он подлиннее и реальнее реальности с ее рутиной повседневности, с рациональной обусловленностью.
Реальнее игры в футбол на этом Свете есть только еще одна игра – война. Она всем хороша как зрелище. Она увлекательна, захватывающа. Даром, что столь часто становится материалом для эпических блокбастеров. Я уж не говорю про компьютерные "стрелялки".
Проблема войн живьем, в прямом эфире, в том, что после этих развлечений остается слишком много мертвецов. Да и крови рекою, и горя горою.
После самых жестоких футбольных ристалищ – сломанная нога, пару сотрясений мозга, ушибы, ссадины, царапины и горький осадок у одних в случае поражения, и душевный подъем – у их соперников.
Возникновение войн легко объясняется интересами выживания отдельных народов и наций, а также геополитическими амбициями тех или иных государей. Это рациональные мотивы. А возможны еще и мотивы иррациональные. Ну, такой, например, как избыточная коллективная агрессия, требующая выхода.
По мере развития цивилизации человечество придумало своего рода клапан для стравливания этой взрывоопасной энергии – Олимпийские игры и просто игры, одной из самых распространенных и эффективных стал футбол.
В Древней Греции, говорят, он назывался "гарпастумом".
Словом, футбол – та же война со всеми ее антагонизмами, с ее патриотическими эмоциями и со страстями к самоутверждению. Это равно относится и к чемпионатам мира и к клубным турнирам.
Последние, однако, по-своему примечательны. Клубы нынче – не совсем команды. Это скорее родовые кланы, в которые входят и команды игроков, и команды менеджеров, и фанатские организации.
Наши "фаны" – трудно управляемая подростковая биомасса. Она представляет собой термоядерное ядро накапливающейся в населении агрессивной энергии.
Для меня самые драматичные беспорядки случились не на стадионе, а на площади Революции после трансляции из Токио матча чемпионата мира Япония – Россия, закончившегося поражением россиян 0:1. Тогда толпы раздраженных фанов разгромили 237 витрин, сожгли или разбили около 60 автомобилей. Пострадало 72 человека, один погиб. На дворе стоял 2002-й год. Страна в который раз поднималась с колен.И вот – такой конфуз.
Тогда, насколько я помню и знаю, никто не был наказан, и никто не заикнулся в парламенте о необходимости принятия закона о болельщиках. Дело кончилось решением не устраивать на площадях и улицах городов трансляции матчей.
Футбольные функционеры за многие годы, коим сопутствуют вспышки коллективного безумия зрителей на трибунах, ничего не придумали более эффективного, чем коллективное наказание – засчитывать командам техническое поражение и проводить несколько домашних матчей при пустых трибунах.
Вообще норма коллективной ответственности в наш ХХI век воспринимается как атавизм. Она не является составной частью римского права. В шариате она есть и называется кровной местью. Она становится реальной практикой в обстоятельствах военного времени.
Она до сих пор является реальной практикой в футбольной корпорации, что наиболее убедительным образом свидетельствует о сродстве двух основополагающих игр в нашем лучшем из миров – футбола и войны.
…Девиз основателя современных Олимпийских игр барона Пьера де Кубертена: "О, Спорт! Ты – Мир!" рискует оказаться переформулированным: "О Спорт! Ты – война!"
Или: "О спорт! Ты – политика!"
Уж сколько раз твердили миру, что не стоит смешивать политику со спортом… А миру все не впрок.
Не впрок и тем, кто наверху. И тем, кто внизу.
Не впрок и субъектам политики, и ее объекту – мнению народному.
Говорят: так уж исторически сложилось. Одно – производное от другого. Одно – подпитываемо другим.
Политики награждают героев спортивных арен орденами и дорогими внедорожниками. И сами не остаются внакладе: они вешают себе на лацканы в качестве орденов победы великих спортсменов.
И будто мы снова живем по законам военного времени…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции