3 декабря не стало Федора Хитрука – необыкновенного мультипликатора и "папы" Бонифация, Винни-Пуха и множества других персонажей. Это благодаря ему английский медвежонок стал нам совершенно родным: "русских Пух" со своим особенным юмором, красками, историей – такая же классика, как его знаменитый прототип. РИА Новости вспоминает лучшие мультфильмы Федора Хитрука от лирического "Топтыжки" до сатирического "Фильм, фильм, фильм!" - такие разные и одинаково любимые.
"Топтыжка" (1964)
"Топтыжка" - добрая и трогательная сказка про маленького любознательного медвежонка, подружившегося с зайчишкой... и получившая "Бронзового льва Святого Марка" на фестивале в Венеции. Сюжет сказки таков: во время зимней спячки медвежонок выбирается из избы, чтобы посмотреть на солнце, и обнаруживает целый удивительный, белый и прекрасный мир, населенный удивительными существами вроде ворон и снегирей, а заодно находит себе друга - зайца Чернохвостика, с которым можно играть и кататься на санках.
Теплота рисунка, нежность красок, наивный поэтический сюжет принесли истории немало наград, но главными были не они: "Я и сейчас уверен, что это единственный фильм, про который я могу точно сказать, что он у меня получился, то есть что получилось то, что я задумал, - писал Хитрук в книге "Сотворение фильма", – И даже премии разных фестивалей - хотя это было очень приятно - ничего не добавили к прежней моей оценке этой работы".
Коллеги Хитрука тоже оценили мультфильм по достоинству: "Фильм "Топтыжка", где русская народная сказка, в изложении которой - увы! - стали слишком часто прибегать к привычным приемам, к штампам, вдруг была прочитана и увидена с такой свежестью, открывающей забытое богатство красок: нежность и лукавство, грусть и озорство, мудрость и наивность", - писал Андрей Хржановский.
"Каникулы Бонифация" (1965)
В 1965-м году появилась веселая история про Бонифация, созданная по сказке чешского писателя Милоша Мацуорека. Добрый цирковой лев с пышной гривой и в полосатом трико отправляется из города в Африку на каникулы к бабушке, но вместо того, чтобы отдыхать, как всегда развлекает малышей фокусами… Долгожданный отпуск с рыбалкой плавно перетекает в гастроли: стоит бедняге сделать шаг, как вокруг сразу возникает импровизированная арена и ватага неугомонных детишек, которым невозможно отказать. Правда, Бонифаций не против, ведь известно, что тому, кто найдет себе занятие по душе, не придется работать и дня, а что может быть лучше любимого дела, которое еще и делает окружающих счастливыми? По словам Федора Хитрука, в главном герое мультфильма как ни в ком другом воплотились его собственные черты - несложно догадаться, почему!
Променяв "ничегонеделанье" на фокусы и трюки с одноколесным велосипедом, добросердечный лев не особенно расстраивается, когда свободные деньки заканчиваются, и стоя на палубе корабля, плывущего назад, к дому, думает: "Какая все-таки замечательная вещь, каникулы!".
В копилке мультфильма – награды Всесоюзного фестиваля и фестивалей в Корке, Тегеране и Мамайе.
"Фильм, фильм, фильм" (1968)
"Профессий много, но прекрасней всех кино", - зажигательно пела первая русскоязычная рок-группа "Сокол" в 19-минутном ролике о всех сложностях кинематографического процесса в СССР. Мультфильм, где в озвучании ролей поучаствовали Георгий Вицин и Алексей Полевой, был создан в 1968 году. Он показывал советскому зрителю "создание прекрасного" поэтапно – от написания сценария, через согласование с режиссером, сквозь съемки и монтаж, вплоть до волнительного момента премьеры.
Снятый в лучших традициях комедии положений, динамичный мультик был отмечен наградами международных фестивалей "короткого метра" в Польше, Финляндии и Нью-Йорке. А образ режиссера-холерика, кстати, был списан со вполне реального художника-аниматора Льва Мильчина, создателя "Стойкого оловянного солдатика" и "Сказки о царе Салтане".
Сам же Хитрук в интервью признавался, что работа над лентой шла не так гладко, как хотелось бы – в сценарии, автором которого выступал сам режиссер, пришлось многое изменить в угоду цензуре.
"Винни-Пух" (1969, 1971, 1972)
"Идеи и планы, надо сказать, вызревают у меня годами. Как помидору, положим, нужно отлежаться в темноте, чтобы дозреть, так постепенно в тайниках души вызревала моя мечта о "Винни-Пухе", - писал Хитрук в книге "Мудрость вымысла".
Когда же мечта наконец вызрела, миру явился совершенно необычный медвежонок – казалось бы, англичанин по происхождению, а на самом деле абсолютно наш, родной, да еще и говорящий голосом Евгения Леонова: чудаковатый, добродушный любитель меда и ходить в гости, который все время попадает в нелепые ситуации, но, кажется, даже не замечает, что что-то идет не так.
Соавтором сценария к мультфильму стал Борис Заходер – автор русского перевода истории Алана А.Милна и бессмертных строк "Если я чешу в затылке - не беда!" - которые стали визитной карточкой отечественного мишки.
Образ Винни-Пуха, который придумывали все вместе - художники, постановщики, режиссер - перерисовывался несколько раз, и окончательный вариант не был совершенством: из-за технической ошибки лапы Винни-Пуха как бы отделились от туловища, а одно ухо казалось слегка помятым. Но Хитрука это ни капли не смутило и таким без изменений герой перекочевал из первого "Вини-Пуха" в продолжения "Вини-Пух идет в гости" и "Винни-Пух и день забот".
"А примятое ухо? Я подумал, что так лучше. А Федор Савельевич сказал, что оно такое, потому, что Пух на нем спит...", - вспоминал художник Владимир Зуйков.
"Для нас Винни-Пух был не просто медвежонком, который любит мед, - писал Хитрук, - Мы увидели в нем философа, мечтателя. И все комические ситуации строились у нас на столкновении воображаемого мира Винни-Пуха и той реальности, которая его окружала и с которой он так нелепо и неожиданно для себя входил в контакт".
"Остров" (1973)
"Остров" - не самый длинный мультфильм Федора Хитрука, но, пожалуй, самый трогательный. Это 9-минутная поучительная история о современном Робинзоне, попавшем на необитаемый остров. У героя нет шансов выбраться самому, но вот мимо клочка суши проплывает сначала лодка, потом целые теплоходы с туристами, военными, журналистами. Каждый приехавший на остров преследует свою цель, но ни один не готов помочь попавшему в беду "робинзону", забыв о собственной выгоде. В итоге спасение приходит не от толпы равнодушных, а от единственного искреннего и бескорыстного человека, готового поделиться половинкой бревнышка – того, кого можно назвать настоящим другом. Мультфильм полностью озвучила съемочная группа, например, плеск волн записали художники-постановщики Эдуард Назаров и Владимир Зуйков - стоя перед микрофоном они дули в тарелки с водой.
"Остров" был признан лучшей короткометражкой на фестивале в Канне в 1974 году, а Хитруку принес Государственную премию СССР и премию Всесоюзного кинофестиваля.
"Дарю тебе звезду" (1974)
"В бесконечность!... в бесконечность!…в бесконечность!" - по привычке повторило эхо. "Взрослый" мультик Федора Хитрука, Эдуарда Назарова и Владимира Зуйкова про взаимоотношения полов вышел на советские экраны в 1974 году. За восемь минут создатели анимации успели показать четыре "песни" и охватить период от Каменного века до "космической одиссеи". Так, прекрасный женский облик вдохновляет первобытного человека на создание поэтических строф: "Любимая, я тебя поведу к самому краю Вселенной, я подарю тебе эту звезду! Светом нетленным будет она озарять нам путь в бесконечность!...". И пока мужчина занят сочинительством, покоренная столь возвышенными одами женщина обустраивает быт – скрежещет щеткой по кастрюле, заглушая чтение стихов. Времена идут, человек изобретает колесо, письменность, телевизор, автомобиль, ракету. Но даже в безвоздушном пространстве отношения между мужчиной и женщиной развиваются по сценарию, проверенному тысячелетиями: стихи – обольщение – скрежет оттираемой кастрюли.
Чувство юмора Хитрука оценили по достоинству - мультфильм "Дарю тебе звезду" в 1975 году удостоился специального приза жюри в конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля.
За этой анимационной лентой последовали другие, в которых Хитрук также выступил режиссером – "Икар и мудрецы", "Олимпионики", "Лев и бык". Однако в конце 80-х – начале 90-х Федор Савельевич все больше тяготел к преподаванию (в 1993 году, совместно с Норштейном, Хржановским и Назаровым им была основана мультипликационная Школа-студия "Шар"): "У меня были еще заготовки в ящике стола - готовые сценарии. Но, видимо, каждому выделяется какое-либо количество гормонов, после чего он выдыхается".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников