Рейтинг@Mail.ru
"Кристина" Кэти Митчелл: право посредственности на драму - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Кристина" Кэти Митчелл: право посредственности на драму

© Фото : Stephen CummiskeyСцена из спектакля "Кристина", режиссер Кэти Митчелл
Сцена из спектакля Кристина, режиссер Кэти Митчелл
Читать ria.ru в
Спектакль "Кристина" решительно меняет расстановку сил в пьесе, опередившей время – театральная судьба "Фрекен Жюли" сложилась только в двадцатом веке, в эпоху режиссерского театра. "Фрекен Жюли" ставят часто, но Кэти Митчелл не просто адаптировала революционный текст рубежа XIX-XX веков к сегодняшнему дню, она увидела пьесу, ее коллизию глазами второстепенной героини.

Анна Банасюкевич

Радикальная интерпретация пьесы Стринберга "Фрекен Жюли" в постановке британского режиссера Кэти Митчелл завершила фестиваль "Новый европейский театр" в Москве.

Спектакль "Кристина" решительно меняет расстановку сил в пьесе, опередившей время – театральная судьба "Фрекен Жюли" сложилась только в двадцатом веке, в эпоху режиссерского театра. "Фрекен Жюли" ставят часто, но Кэти Митчелл не просто адаптировала революционный текст рубежа XIX-XX веков к сегодняшнему дню, она увидела пьесу, ее коллизию глазами второстепенной героини.

Внезапно возникшая связь аристократки Жюли и лакея Жана – фабула пьесы – здесь, в спектакле Митчелл, всегда несколько в глубине, где-то, за дверью, в саду, в зале. Кухарка Кристина, невеста Жана, которая в спектакле Митчелл, видимо, еще и беременна, наблюдает за этой историей в щели приоткрытой двери, сквозь залитое дождем окно. Или, приставив стакан к полу, слушает отголоски скандала, разворачивающегося в гостиной. Все это – между делом, в потоке бесконечных домашних, монотонных забот.

Спектакль Кэти Митчелл похож на кино: верхнюю часть сцены занимает экран, куда транслируется изображение с нескольких камер, расположенных на сцене и за сценой: зритель как будто путешествует вслед за героиней по комнатам барского дома. На сцене – деревянный павильон, стеклянная веранда, за окнами которой хлопочет Кристина. Камера выхватывает ее, доведенные до автоматизма, движения – вот она разделывает мясо, вот крошит засушенную приправу, вот вытирает что-то, моет. Камера, путешествующая за Кристиной, крупно фиксирует ее руки, ее бесстрастное, с крупными, некрасивыми чертами, лицо, ее серый передник, тонкие, зачесанные назад, волосы. Из простых, будничных, действий складывается ее жизнь – в эту, устоявшуюся годами, предсказуемость, потихоньку, постепенно вклинивается что-то новое. Что-то человеческое, беззащитное: почуявшая опасность, возможное одиночество, Кристина, оторвавшись на миг от дневных забот, смотрится в зеркало. Потом вытягивает прядку бесцветных ломких волос и тщательно, долго наматывает на разогретую шпильку. Поправляет получившуюся кудряшку и тут же, будто одернув себя, убирает ее за ухо. Наблюдая за Жаном, за бледной, нервной Жюли, она не может позволить себе открытой эмоции – на это нет ни сил, ни привычки, ни времени. Засидевшись на кухне, где караулит своего жениха, она засыпает: усталость побеждает ревность.

© Stephen Cummiskey
Сцена из спектакля "Кристина", режиссер Кэти Митчелл

В спектакле Митчелл визуальная сторона отделена от звуковой партитуры, театральное действо разъято на элементы – за стеклами павильона готовят, ходят, разговаривают, едят персонажи, а справа на авансцене, двое актеров у публики на глазах озвучивают это немое кино. Жан закуривает, актер на авансцене чиркает спичкой, Кристина что-то готовит, актриса здесь, в этой лаборатории звуков, на киношной "кухне" стучит какой-нибудь деревяшкой, растирает в руках сухие травинки. Такое разъединение и такая подробность и особенное уважение к мелочам наделяет, казалось бы, совсем непоэтичный быт какой-то неразгаданной тайной.

Камер в спектакле много – происходящее в доме мы видим с нескольких ракурсов, сами персонажи параллельно работают и операторами. Кристин в спектакле две: одна – та, которую снимают, другая – та, которая наблюдает за первой.

Спектакль Митчелл, завораживающий технологической стороной - крупными планами, запахами воска, травы, еды, превращающими зрелище уже, наверное, в формат 4D, - впечатляет не только, и не столько этим. В первую очередь, каким-то новым отношением к конфликту, новым углом зрения на хрестоматийную историю. "Фрекен Жюли" принято рассматривать как историю социальную – о гибели аристократии и силе плебейства, или как историю гендерную – о преимуществе мужчины над женщиной. Спектакль Митчелл, превращающий историю Жана и Жюли в фон, почти в банальность, совсем о другом. Молчаливая драма Кристины становится здесь настоящим и единственным сюжетом. Важным становится ни смерть героини, ни социальная победа Жана, а незаметная трагедия ничем не примечательного человека. Митчелл разглядела в Кристине, у которой так мало реплик, почти романную героиню.

Именно эта ординарная судьба, а не экстраординарная история для современного театра оказывается важнее. Мужеподобная, скуластая, с тяжелым подбородком, Кристина вдруг обнаруживает в себе уязвимость, открывает в себе женщину – например, в том, с какой молчаливой мольбой она смотрит на Жана, подавая ему полотенце, когда тот бреется. Или когда зовет его в церковь. В том, с каким убийственным спокойствием она говорит Жану о том, что не может больше оставаться в этом доме. На уровне слов, на уровне мимики, жестов, актерской игры вся трагедия героини почти никак не проявлена, спрятана в самых глубинах.

© Thomas Aurin
Сцена из спектакля "Кристина", режиссер Кэти Митчелл

Но парадоксальным образом именно приставучие беспристрастные глаза камер со своими безжалостными крупными планами выявляют эту трагедию, этот свершившийся внутри безмолвного существа сюжет. В этом смысле спектакль Кэти Митчелл при всей его кажущейся холодности – высказывание не просто современное, а именно по-настоящему гуманистическое. Из каких-то, казалось бы, автоматически зафиксированных разрозненных деталей, она собирает в спектакле целую человеческую жизнь в ее движении и необратимости. Финальный кадр фиксирует рассыпавшиеся по столу желтые цветы, лужу побледневшей на неструганом дереве крови, и короткий вспыхнувший страхом взгляд широко распахнувшихся глаз героини под взметнувшимися бровями. Как точка невозврата.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала