Рейтинг@Mail.ru
Мини-юбки, парики и магазины "Березка" - советская мода 1960-х - РИА Новости, 20.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мини-юбки, парики и магазины "Березка" - советская мода 1960-х

Читать ria.ru в
Дзен
После "застойного" десятилетия советские женщины наконец стали принимать моду как часть повседневной жизни, не противоречащую "высоким идеалам" партии: в 1960-х в СССР прижились модные тенденции Запада – девушки стали носить мини-юбки, а самые смелые решались даже на брючные костюмы, за что, правда рисковали не попасть в ресторан или клуб.

Белла Адцеева

После "застойного" десятилетия советские женщины наконец стали принимать моду как часть повседневной жизни, не противоречащую "высоким идеалам" партии: в 1960-х в СССР прижились модные тенденции Запада – в столицах девушки стали носить мини-юбки, а самые смелые решались даже на брючные костюмы, за что, правда рисковали не попасть в ресторан или клуб. Кроме того, в это время в Советском Союзе появилась недорогая одежда из искусственных тканей, у которой, помимо цены, был очевидный плюс — практичность. В целом о 1960-х можно говорить как о первом десятилетии "осознанной" советской моды.

Шпилька и мини-юбка — модные символы времени

Несмотря на то что в конце 1950-х в СССР прошло несколько знаковых событий, повлиявших на развитие советской моды – особо стоит отметить VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году и показ модного Дома Dior в 1959-м – их свидетелями стали лишь жители столицы, в то время как остальные граждане все так же имели весьма смутное представление о том, как одеваются на Западе.

© РИА Новости, Юрий Абрамочкин
На улицах Праги.

Зарубежные образцы не спешили прививать и отечественные производители, которые в начале десятилетия продолжали штамповать в большом количестве одинаковую одежду, зачастую все еще напоминавшую костюмы времен гражданской войны. Однако, несмотря на печальную ситуацию с пошивом, именно в 1960-е советские женщины начали всерьез интересоваться модой и перестали воспринимать ее как явление исключительно роскошной жизни. Это десятилетие ознаменовалось сразу несколькими модными символами времени, которые поначалу вызывали недовольство властей и консервативной части общества, а позже стали неотъемлемыми атрибутами того периода.

Мода 1960-х: мини-юбки и первые хиппи >>

Среди символов 1960-х — остроносые женские туфли на шпильке. Такая модель появилась еще в предыдущее десятилетие, но стала популярной чуть позже. Элегантные туфли на каблуке разительно отличались от всей обуви, которая была ранее доступна советским женщинам. Девушки со всего Союза охотно меняли грубые модели на изящную обувь, основание каблука которой было размером 5х5 миллиметров. Несмотря на то что "шпильки" были куда менее удобными – ходить в них было трудно, они застревали между ступенями эскалатора и увязали в только что положенном асфальте – женщины носили их и на работу, и на учебу, и на прогулку. Узкая юбка, черная водолазка с горлом и туфли на шпильке – самый привлекательный образ того времени, эксплуатировать который поначалу решались только самые смелые.

 

© РИА Новости, Михаил Озерский
Мексиканская актриса Соня Амелио (слева) и актриса из Бразилии Хильтруд Хольц в Ленинграде. V Московский международный кинофестиваль.

Крупные города покорила еще одна новинка – мини-юбки. В 1960-х жительницы столиц союзных республик считали короткую, выше колена юбку самой модной деталью гардероба и зачастую предпочитали носить только такую модель, меняя одну юбку на другую. Эта тенденция стала еще одним поводом для недовольства председателей комсомольских ячеек, всеми силами пытавшихся вернуть в гардеробы женщин "приличную" одежду. В институтах и техникумах даже регулировали длину юбок у студенток: каждое утро представители комсомольских комитетов линейкой измеряли расстояние от колен до юбки и "провинившихся" девушек отправляли домой переодеваться.

Однако в самом конце десятилетия блюстители морали смягчились, и мини-юбки стали популярными не только в молодежной среде, но и у взрослых женщин. Однако подобная мода медленно распространялась в провинции – актуальные в столицах, короткие юбки все еще вызывали недоумение в маленьких городах. И все же, мини-юбка как одна из главных модных вещей десятилетия ознаменовала появление молодежной моды как самостоятельного явления – до 1960-х в СССР не было различий в тенденциях для взрослых женщин и юных девушек – всем предписывалось носить одно и то же.

В конце десятилетия в моду вошел брючный костюм, вызывавший в то время непонимание, а порой и осуждение большинства советских граждан. Сочетание прямых или немного расклешенных брюк и прямого жакета простого кроя считалось чуть ли не неприличным, а показаться в таком костюме на улице приравнивалось к своеобразному вызову обществу. Иногда модный наряд украшался крупными металлическими пуговицами и воротником, получившим в народе название "собачьи уши" из-за чуть свисающих краев. С брюками женщины носили обувь на устойчивом широком каблуке, с тупым носиком. Если в прибалтийских столицах отношение к модным новинкам было более лояльным, то в Москве и Ленинграде женщину, осмелившуюся надеть брючный костюм, могли запросто не пустить в ресторан, не говоря уже об исполкоме и рабочем месте.

В 40-е и 50-е годы дефицит и дороговизна качественной одежды вынуждали женщин покупать швейные машинки и шить самостоятельно, а в 1960-х все от мала до велика начали вязать. В журналах мод появились разделы "Вяжем сами", девочки, молодые и пожилые женщины стали записываться на курсы вязания, желая освоить разные техники и узоры. Вязание стало привычным занятием советской женщины не только в свободное время дома, но и в транспорте и на работе, что часто обыгрывалось в советских фильмах.

© РИА Новости, Всеволод Тарасевич
Ленинградки у одного из выходов из метро.

 

Искусственные ткани и прически

1960-е – еще и время появления в Советском Союзе новых тканей, в основном искусственных, получивших в это и последующие десятилетие широкое распространение. В моду вошла одежда из лайкры, нейлона, винила. Среди мужчин популярностью пользовались нейлоновые рубашки, особым шиком считались модели белого цвета. Нейлоновые рубашки появились в СССР в 1964 году и тут же завоевали повсеместную любовь: не в пример хлопковым, они были практичными и не требовали тщательного ухода. Другой модный тренд – вещи из кримплена. У такой одежды был "только один существенный недостаток" – ткань была электростатической. Однако это легко устранялось при помощи жидкости-антистатика, так что можно было без "издержек" наслаждаться практичной одеждой, которую, к тому же, не надо было гладить. В общем, этим и объяснялась популярность искусственных тканей: одежда была недорогой, легко чистилась и не мялась.

© РИА Новости, Галина Кмит
Шахтерская свадьба. Украинская ССР.

Помимо рубашек и блузок, широко распространилась и мода на верхнюю одежду из искусственных тканей. Так, чрезвычайно популярный в предыдущие десятилетия натуральный мех в 1960-х тоже заменили на искусственный. Носить шубы из искусственной норки и лисицы и шапки "под каракуля" стали даже обеспеченные люди.

© РИА Новости, Юрий Абрамочкин
24 часа из жизни архитектора Киры Сошинской (серия). Фотовыставка "АПН-68".

В это же время в СССР появились знаменитые болоньевые плащи. Впервые они попали в Советский Союз из Италии в 1962 году. И хотя на Западе костюмы из болоньи считались рабочей одеждой, в союзных республиках они стали чуть ли не главным модным атрибутом. Из болоньи шили плащи, дождевики, а позже появилась и весьма оригинальная модель – летний плащ.

© РИА Новости, Всеволод Тарасевич
Невский проспект после дождя.

В 1960-х советские женщины пытались не только носить стильную одежду, но тщательно работали над всем образом – в это десятилетие особое внимание стали уделять прическе. Длинные волосы носили в основном юные девушки или вовсе подростки, взрослые женщины предпочитали стричься коротко. Стрижка словно символизировала независимость и решительность, в то время как обладательницы локонов считались консервативными и зависимыми от прежних ценностей. В крупных парикмахерских даже появились специальные консультанты, которые могли дать клиенткам ценные советы перед выбором новой прически.

© РИА Новости, Б. Криштул
Фотография из серии "Двое". Автор Б. Криштул. Фотовыставка "АПН-67". Выставочный фонд.

С другой стороны, в это же время в моду вошли парики. Как продолжение тенденции распространения всего искусственного, эта деталь стала одной из составляющих модной эпохи. Первыми ввозить парики в страну стали спекулянты, но позже купить их можно было и в магазинах. В СССР особенно распространены были парики из Кореи. Такой "аксессуар" стал практичным решением для многих горожанок – за ним не надо было тщательно следить, а для ежедневной прекрасной прически было достаточно с утра закрепить его на голове. К тому же, парик позволял не носить головной убор зимой и не заботиться о посещении парикмахерской, попасть куда зачастую можно было лишь по предварительной записи, а в некоторые и вовсе лишь по знакомству.

Мода на все искусственное развивалась в СССР параллельно с такой же тенденцией в Европе: 1960-е вообще вошли в историю как эпоха "бумажной" и "виниловой" моды.

Безумные 60-е: хиппи, оп-арт и "бумажная" мода>>

Модный дефицит и новые имена

В период хрущевской "оттепели", когда некоторые граждане смогли ездить за границу, в стране появились западная одежда и обувь, заполучить которую мечтали практически все. В это десятилетие в стране стали проводиться выставки, и к участию в них приглашались зарубежные фирмы. Привезенные товары не предназначались для массовой торговли, а достаточно быстро распределялись в кругу высокопоставленных чиновников и элиты. 

Вскоре появились специальные закрытые магазины, где можно было получить импортные товары, в том числе, модную одежду. Сеть магазинов получила название "Березка", а продукцию там выдавали не за деньги, а за сертификаты, которые в качестве зарплаты получали граждане, работавшие за границей – моряки, сотрудники постпредств, стюардессы.

© РИА Новости, Петрусов
Стюардессы на аэродроме Домодедово.

В то время большинство заграничных товаров были привезены из Финляндии и Австрии, в особом почете была одежда из Италии и Югославии, а вот товар из Венгрии и Польши считался классом ниже. Страна-производитель стала ключевым параметром, по которому советские покупатели оценивали ту или иную вещь – дизайн, качество или крой имели куда меньшее значение.

Если заграничная одежда все же попадала в обычные магазины (в этом случае говорили, что товар "выбросили" на продажу), то за ней выстраивались огромные очереди – желающих получить "дефицит" было очень много.

В 1960-х к народным кумирам, среди которых раньше были преимущественно актрисы и звезды эстрады, прибавились и манекенщицы – имена многих из них были на слуху. Среди самых известных можно назвать Янину Черепкову, Лилиану Баскакову, Галину Миловскую, Милу Романовскую, Регину Збарскую.

© РИА Новости, Абрам Штеренберг
Манекенщица Регина Колесникова. Общесоюзный Дом моделей.

Важное событие в мире советской моды, повлиявшее на ее дальнейшее формирование – появление в 1965 году в Общесоюзном Доме моделей одежды на Кузнецком мосту  молодого модельера Вячеслава Зайцева.

© РИА Новости, Александр Макаров
Советский модельер Вячеслав Зайцев и манекенщица Регина Збарская обсуждают новые модели.

Начав свою творческую деятельность в 1960-х, Зайцев в последующие десятилетия одевал ведущих советских звезд эстрады и представлял Россию на зарубежных выставках и показах, олицетворяя для европейских дизайнеров русскую моду. В то время Зайцев уже начал пропагандировать элементы русского стиля в одежде, сочетая их с западными фасонами и образцами.

<<Советская мода 1950-х

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала