Главный редактор интернет-газеты "Киевский телеграф" (Украина), неоднократный участник организуемых РИА Новости Форумов европейских и азиатских медиа Владимир Скачко ответил на вопросы накануне очередной встречи в Минске.
— Чем вам интересна тема нынешнего ФЕАМа — "Интеграционные процессы на постсоветском пространстве и новые медиа"? Связаны ли процессы политико-экономической интеграции с медийными?
— Когда-то, когда в Украине только появились "темники" — негласные указания власти, о чем писать или не писать СМИ, — о будущем ФЕАМе написали бы так: "тема важная и актуальная, обязательно осветить".
Во-первых, потому что на всем постсоветском, если хотите евразийском пространстве все СМИ одинаково страдают от мирового кризиса. Проявляется это, прежде всего, в том, что кризис, глобальный и всеобъемлющий, переживают так называемые традиционные СМИ, а расцветает интернет, социальные сети как источники информации. Во-вторых, крайне нужна координация усилий менеджеров, редакторов и журналистов на этом пространстве, и даже в мировом, если хотите, масштабе. Координация не по контенту, а по менеджменту выживания. То есть важен обмен опытом о том, как выжить, или хотя бы облегчить "кончину" СМИ. Такая интеграция медиа крайне необходима — сообща можно чему угодно противостоять.
— А в чем проявляется этот кризис? Неужели только в закрытии нерентабельных печатных СМИ и уходе их в интернет?
— Как по мне, так кризис касается не только форм существования СМИ, но и контента. А последнее — самое страшное. Меняются суть и назначение масс-медиа. Они перестают быть, собственно, СМИ — средствами информирования, а превращаются в орудия развлечения, пропаганды, а следовательно, и манипулирования общественным мнением. В угоду тем, кто имеет возможность их контролировать — политикам, денежным мешкам, непосредственно государству, которое берется обеспечивать "информационную безопасность" страны и, разумеется, несчастных граждан. А это всегда чревато цензурой и новыми изощренными способами контроля над работой медийщиков. СМИ, в первую очередь, увы, телевидение становится не информационно-развлекательно-образовательным, а исключительно развлекательным. И в меньшей мере —информационным. Так называемым "неформатом" становится все, что "не хавает" широкий "пипл" и что не работает на главную цель — привлечение рекламодателей и получение прибыли.
— Что конкретно вы имеете в виду под новым "неформатом"?
— Да все, что угодно, кроме развлекательных жанров да минимальной информационной обязаловки. За бортом оказываются образовательные, культурологические, детские, социальные программы и целые блоки. Оскудевает не только информационное, но и нравственное содержание. Даже минимальное морализаторство может оказаться неформатом, потому как рискует не понравиться широкому зрителю, смакующему похотливый топлесс под пивко и чипсы.
Есть такой удивительно показательный анекдот о Перовом российском телеканале: "Первый канал имеет самую большую аудиторию. А должен был бы ее информировать…". Анекдот, кстати, "с бородой", что говорит о том, что проблема-то старая…
— И что же делать в этих условиях СМИ, в частности, новым СМИ, которые рождаются в интернете?
— Я не знаю. Но думаю, что если мы вернем в контент всех масс-медиа влияние заповедей Божьих хоть частично, то беды от этого не будет. Да, рекламные отделы, возможно, потеряют копейки от недобора по рекламе, но вообще мы можем выиграть будущее — грамотное и не деморализованное общество. Это в идеале, конечно…
— А может быть потому многие сегодня и уходят в интернет, что их не удовлетворяет то, что в традиционных СМИ контент для "пипла", который, как вы сказали, "хавает"?
— Это не исключено. Ведь многие сегодня говорят, что они не читают газеты, не смотрят "ящик" и не слушают радио только потому, что там ничего нет. Для души и для мозга. И они уходят в интернет, черпают информацию из блогов, из социальных сетей, сами стараются по мере сил и возможностей участвовать в формировании пресловутого информационного поля.
— То есть вы тоже верите, что блогосфера — это новый вид СМИ, несущий оперативную и объективную информацию?
— Частично да. Но блоги для читателей — это не вопрос веры. Это вопрос качества работы блогеров, их информации, их работы по сбору, обработке, анализу и, если хотите, синтезу подаваемого людям материала. Если все хорошо у них получается, то надо это только приветствовать. Нельзя быть пренебрежительным ретроградом, свысока поглядывающим на "информмолоднняк"…
— А как повысить это самое качество блогосферы?
— Моя бильд-редактор недавно познакомила меня с удивительной карикатурой: два каких-то существа с крылышками уносят сверток куда-то в небо. И надпись: "Если закрывается печатное СМИ, то его душа попадает в интернет". Вот суть и выход — давайте не только критиковать, а переносить в интернет качество своей работы, лучшие традиции и навыки "старых" СМИ, и тогда "новые" медиа тоже будут качественными и грамотными.
Владимир Скачко — заслуженный журналист Украины. Специалист по украинской политике (в политической журналистике с конца 1989 года). Многие годы одновременно работал на радио, в печатных СМИ и на телевидении в Украине, России, США и Канаде. Автор книги "Журналист против "мессии". Фрагменты неприятия" (2004 год) о нежелательности прихода к власти в Украине Виктора Ющенко с его революционной "оранжевой" командой. Последние 10 лет — главный редактор газеты "Киевский телеграф", причем последние 1,5 года "Киевский телеграф" выходит только в интернете.