Николай Александров, литературный критик, член жюри "Большой книги", для РИА Новости.
В седьмой раз крупнейшая в России литературная премия "Большая книга" вручила свои награды. Из четырнадцати финалистов члены Академии "БК" тайным голосованием выявили победителя. Обладателем главного приза (3 миллиона рублей) в этом году стал Даниил Гранин за роман "Мой лейтенант". Ему же вручена и специальная награда "За честь и достоинство в литературе".
Вторая премия (2 миллиона рублей) присуждена книге "Аксенов" Евгения Попова и Александра Кабакова. Роман Марины Степновой "Женщины Лазаря" – на третьем месте. По итогам читательского голосования в интернете победителем стал архимандрит Тихон (Шевкунов) за книгу "Несвятые святые".
Каждый раз вручение "Большой книги" сопровождается театрализованным представлением, причем, что называется, концептуальным. Какая-либо актуальная тема или проблема (например, 150-летний юбилей А.П.Чехова и столетняя годовщина смерти Л.Н.Толстого в 2010 году) становится стержнем всего мероприятия.
На сей раз в центре торжественного действа оказался животрепещущий вопрос: каково будущее бумажных изданий, не вытеснит ли окончательно электронная книга печатную продукцию, можно ли считать, что новые технологии окончательно победили гутенберговский печатный станок.
Это, в свою очередь, послужило поводом для размышлений о разных поколениях писателей. В упрощенном виде тезис заключался в следующем: молодые авторы – плоть от плоти электронной эпохи, а представители старшего поколения – приверженцы традиционного письма во всех смыслах этого слова.
Собственно, с этой целью ведущая вечера поэт Вера Полозкова (так сказать, делегат от поколения молодых, вторым ведущим был Святослав Бэлза) спрашивала финалистов, сидящих на сцене, как они пишут книги – ручкой или на компьютере. Выяснилось, кстати, что ручкой не пишет никто.
Тем не менее, если смотреть на итог "Большой книги", в споре поколений (или традиции и новаторства) победила традиция. По крайней мере, если рассматривать выбор лауреатов как своего рода символичный жест, манифестацию.
Дело не только в том, что главный приз достался патриарху российской литературы Даниилу Гранину, написавшему роман о Великой Отечественной войне – дань памяти ушедшим и погибшим. И не в том, что за чертой победителей оказались "молодые": Захар Прилепин ("Черная обезьяна"), Андрей Рубанов ("Стыдные подвиги").
Отрывки из произведений финалистов на сайте проекта Weekend >>
А в том, что практически все представленные в финале произведения отличает та или иная степень ретроспекции и традиционности. Новаторство сведено к минимуму.
Ну, действительно. Евгений Попов и Александр Кабаков написали воспоминания об Аксенове и о ставшей уже историей эпохе "джазовой литературы" 60-х
История, ретроспекция в центре романа Марины Степной "Женщины Лазаря". Вряд ли можно считать новым роман Владимира Маканина "Две сестры и Кандинский", хотя бы даже в контексте других уже хорошо известных маканинских произведений.
И даже Захар Прилепин, который у многих в первую очередь ассоциируется с новой литературой, с нынешним авангардом и свежим дыханием, написал, во-первых, далеко не лучшую свою книгу, а во-вторых, почти классическую историю сомневающегося интеллектуала.
Так что вроде бы традиция победила. Но триумфа не чувствуется. Наоборот. Нынешняя "Большая книга" заставляет лишний раз задуматься не только о литературе, но о гуманитарной сфере вообще.
Литературная премия "Большая книга": правила проведения >>
В выборе традиционности чувствуется усталость. За неимением лучшего ставка делается на уже знакомое и неоднократно опробованное. Это знак паузы, ожидания. Как будто что-то должно произойти, измениться.
Право же, нелепо думать, что электронная книга широкого распространения не получит, что издательства не испытывают кризиса, что не придется придумывать, как (во всех смыслах слова) делать книгу в новых условиях.
Но столь же странно было бы предполагать, что и литература застыла, что писателям остается только с ностальгией вглядываться в прошлое и продолжать писать по давно выработанным лекалам. Что читатель тоже не ждет ничего нового, но с радостью принимает повторение образцов "старой доброй литературы".
Нет, все-таки хочется верить, что жизнь продолжается, и что внимание к традиции лишь залог появления чего-то нового, то есть того, что будет воспринято как откровение в литературе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции