Четыре года при Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству Организации Договора о коллективной безопасности действует Деловой совет, который должен вырабатывать предложения по решению наиболее важных проблем взаимодействия предприятий оборонно-промышленного комплекса государств-членов ОДКБ. О том, что это за проблемы, рассказал в беседе с корреспондентом РИА Новости первый заместитель председателя Делового совета при МКВЭС, гендиректор ПО "Радиозавод имени Попова" Иван Поляков.
- Какова, на ваш взгляд, наиболее важная проблема сотрудничества государств ОДКБ в области военно-технического и военно-экономического сотрудничества?
— Проблем перед ОДКБ, как и перед любой другой активно развивающейся организацией, стоит достаточно много, но я бы хотел выделить одну, поскольку она непосредственно связана с той деятельностью, которой я занимаюсь. В области связи и систем управления на сегодняшний день не существует какого-либо документа, который бы обязывал все государства-участники ОДКБ придерживаться единых стандартов.
Между тем десятое заседание МКВЭС и Делового Совета, которое прошло 1 ноября текущего года в Астане, было очень успешным — подписан ряд соглашений, а самое главное, что наконец-то мы смогли согласовать принципы создания межгосударственной системы каталогизации и стандартизации предметов снабжения, вооружений и военной техники. Был также определен перечень предприятий, специализацию которых было принято сохранить в интересах всех государств ОДКБ.
Сейчас мы можем говорить о формировании полноценного перечня, куда входит более 500 предприятий оборонно-промышленного комплекса всех без исключения стран ОДКБ. В каждой стране есть предприятия, производящие военную продукцию, и не только в интересах собственной армии, но и государств-участников Организации.
- То есть ОДКБ, создав общеполитическую систему деятельности организации, уже переходит к решению более конкретных, экономических проблем?
— Действительно, сегодня мы находимся в той точке, когда нам необходимо определиться не столько со стратегией военно-политической или военно-экономической деятельности, сколько с практическими шагами. Их следствием должно стать возрождение того потенциала, который еще сохранен в большинстве случаев и в большинстве государств. Этот потенциал значителен, и основная задача Делового совета – через практические шаги, через прямые контакты не только между странами, но и между предприятиями этот потенциал реанимировать и направить на укрепление боеспособности наших государств.
Созданный нами перечень промышленно-военных предприятий, естественно, не может быть окончательным, возможно, что в скором времени он значительно расширится. На сегодняшний день процентов 80 – это предприятия России, много предприятий из Белоруссии и Казахстана, есть предприятия и во всех других государствах ОДКБ.
Большая работа, в частности, ведется в области систем связи и управления. Например, радиозавод им. Попова, который я возглавляю, ведет активную работу с коллегами в Казахстане, Армении, Белоруссии по вопросу создания совместных предприятий в области разработки и производства образцов по системам связи тактического, оперативно-тактического и стратегического звеньев управления, то есть всех уровней управления военной организации государства.
Существующая сегодня нормативно-правовая база ОДКБ позволяет беспрепятственно вести эффективную деятельность и взаимодействие, в том числе и на таких площадках, как Деловой совет. Если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было десять лет назад, то сейчас она принципиально иная и никаких существенных формальных ограничений для ведения такого вида деятельности не существует. Конечно, все должно соответствовать законодательству страны, подчиняться контролю со стороны соответствующих служб государства. Нужно понимать, что вопрос о создании производственных объединений на пространстве ОДКБ имеет стратегическую, политическую важность, даже в большей степени, чем экономическую.
— Вернемся к проблеме единых стандартов в области вооружений и военной техники. Последнее время ряд стран ОДКБ закупают или получают в виде безвозмездной помощи вооружения, технику, средства связи. Как это согласуется с существующими или перспективными правилами взаимодействия?
— Мы считаем, что принципиальную важность имеет вопрос неукоснительного внедрения и применения единых стандартов в области разработки, создания, поставки и использования, а также утилизации вооружений и военной техники. Однако во всех без исключения государствах отмечаются прецеденты, которые не могут нас радовать.
Попытки проникновения иностранных контрагентов, иностранных участников, благодаря усилиям их лоббистов в том или ином государстве ОДКБ, в том числе, кстати, и в РФ, приводят к созданию для них неких особых условий. Иностранные предприятия, по сути, находятся вне рамок требований государственных стандартов. Это относится, например, к беспилотникам, которые у Израиля закупают разные государства, в том числе и Россия.
Если говорить объективно, Россия является неким законодателем в области создания вооружений и военной техники и имеет более разветвленную систему в этой области, по крайней мере, среди стран ОДКБ. Получается, что к российским БПЛА предъявляются одни требования, которые включают в себя очень четкий регламент разработки, выдачу тактико-технических требований, согласованных с заказчиком, многоэтапные процедуры госиспытаний и т. д., а к иностранным компаниям и их продукции требования гораздо более простые, если не сказать минимальные.
Мы должны ориентироваться не на конкретных поставщиков военной продукции, а на систему государственных стандартов, которую нам еще надо выстроить. Это насущная, объективно существующая проблема, без решения которой ни о какой полноценной системе военно-экономического сотрудничества и построения эффективных боеготовых вооруженных сил и сил коллективного реагирования ОДКБ речи быть не может.
С одной стороны, необходимо создание стройной системы унифицированных стандартов, а с другой — выработка максимально четких требований к тем или иным поставщикам вооружений или военной техники вне зависимости от того, в каких государствах они находятся.
Если мы хотим развивать конкуренцию в ВПК, то теоретически мы можем вводить тех или иных игроков, но должны выработать четкие правила игры, правила конкуренции. Зарубежные поставщики должны находиться в тех же условиях, что и российские, или, по крайней мере, не должны иметь более льготные условия или преференции, чем поставщики из РФ или стран ОДКБ.
Кроме того, как показывает опыт, те средства связи, которые поставляются производителями из стран — наших вероятных противников, чаще всего являются второсортной продукцией и уж точно не самого последнего поколения.
- К сожалению, принятие тех или иных межгосударственных документов не всегда приводит к их неукоснительному соблюдению…
— Согласен, поэтому, помимо документов межгосуровня, которые бы устанавливали единые стандарты, подходы, требования, мы должны построить работу таким образом, чтобы эти документы безукоризненно выполнялись всеми без исключения государственными структурами, всеми элементами военной организации государств в самом широком смысле.
В принципе, необходимо лишь одно межгосударственное соглашение, которое бы все регламентировало, и к нему пакет стандартов и требований. Кстати, такой документ уже подготовлен, и мы надеемся, что в ближайшее время он будет согласован и ратифицирован участниками Организации.
Учитывая, что роль РФ в ОДКБ трудно переоценить, мы, конечно же, должны подавать всем пример. Но, к сожалению, некоторые межгосударственные нормативно-правовые документы просто игнорируются некоторыми силовыми структурами. Иногда даже и внутренние документы не исполняются безукоризненно. Мы надеемся, что происходящие сегодня изменения в ближайшем будущем позволят эту ситуацию улучшить.