Неделю назад, отправившись на прогулку по Монмартру, мы остановились на площади Далиды, что близ пересечения улиц Жирардон и Жюно. Отсюда и продолжим наш неспешный променад по "горе мучеников".
От площади Далиды рукой подать до кладбища Сен-Венсан, вдоль восточной стены которого тянется улица Ивовых Деревьев. Здесь в начале XX века располагалось легендарное кабаре "Проворный кролик", с коим связано немало монмартрских анекдотов. Прежде заведение носило сомнительное название "Кабаре убийц", но купивший его в 1902 году Аристит Брюан задумал переименовать свое предприятие. Он заказал известному карикатуристу Жилю новую вывеску, и тот изобразил на ней кролика, выскакивающего из кастрюли, в которой его намеревались сварить. Вот почему местные острословы быстро окрестили кабаре "Проворным кроликом".
Сам Брюан хорошо знаком многим по плакату Тулуз-Лотрека, это изображение буквально растиражировано по всему Монмартру, равно как и другой рекламный постер художника - кабаре "Черная кошка". Брюан считался в начале XX века весьма популярным исполнителем шансона в Париже, он выступал как раз в кабаре "Черная кошка", а собственное заведение поручил папаше Фреде, который развлекал посетителей бренчанием на гитаре. Всему Монмартру была известна его нежная привязанность к ослице Лулу, что вызывало немало шуток в его адрес. Как-то раз некий Ролан Даржеле, не выносивший современную живопись, привязал к хвосту животного кисть и повернул задом к полотну. Совсем скоро созданное таким оригинальным способом произведение "Солнце садится за берег Адриатики" было продано за 400 весомые франков. Деньги, правда, были переданы в сиротский приют.
Муки святого Дионисия
Параллельно улице Ивовых Деревьев пролегает улица Корто, где в доме №12 устроен музей Монмартра. Здесь можно почерпнуть много полезной информации о богатой событиями и личностями истории района.
Римляне называли Монмартрский холм именем Меркурия. Примерно в районе улицы Корто в последний раз прошел святой Дионисий (Сен-Дени), первый парижский евангелист. Согласно легенде, он и его сподвижники были схвачены за отказ отречься от веры Христовой. Их долго пытали на острове Сите, а затем повели на Монмартрский холм к святилищу Меркурия. По дороге Дионисию отрубили голову, но каково же было удивление мучителей, когда он сам наклонился и, подняв отрубленную часть тела, омыл ее в ручье. Говорят, мученик шел до самого языческого святилища, неся голову перед собой.
На месте смерти Дионисия святая Женевьева соорудила часовню, которая позже переросла в базилику Сен-Дени.
Казаки и художники на площади Тартр
Пришло время отправиться в самое сердце Монмартра - к базилике Сакре-Кёр, но по пути мы заглянем на знаменитую площадь Тартр. Кто только не бывал на этой площади - и художники, и русские солдаты, теперь вот туристы.
Казаки прославились тем, что именно на Монмартре дали повод к созданию нового типа общепита - бистро. На стене одного из кафе, некогда принадлежавшего матушке Катарине, можно прочесть надпись о том, что в этом заведении "30 марта 1814 года казаки пустили в оборот свою прославленную присказку "бистро", и тогда на холме появился достойный прародитель наших бистро". Интересно, куда же спешили бесстрашные вояки? Может быть, к парижским подружкам, которые с нетерпением ждали своих русских богатырей?
Художественная богема, в отличие от казаков, так и не покинула площадь Тартр, но сегодняшние живописцы усердствуют исключительно ради туристов, а прежние черпали на улицах Монмартра свое вдохновение совершенно бескорыстно.
Впрочем, не всегда. На стене одного из ресторанов еще можно отыскать фреску кисти любимого нами Тулуз-Лотрека. Как и некоторые другие его коллеги, он расплатился за ужин авторской работой, а предприимчивый держатель данного заведения выказал завидную дальновидность, и теперь туристы если и не заходят в уютный зал пообедать на фоне шедевра, то по крайней мере тычут свои любопытные носы в витрину, создавая определенный ажиотаж.
Святое сердце Монмартра
Совсем рядом за кладбищем Сен-Пьер возвышается храм Святого Сердца. Его строительство было начато в конце XIX века на деньги парижских куртизанок, а освящение состоялось в 1919 году. Меж тем идея возведения базилики возникла еще в 1817 году. В то время Францию преследовали неудачи: поражение в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, пленение императора пруссаками плюс еще пленение папы римского Пия IX в результате аннексии Ватикана. По призыву католической церкви в стране был объявлен сбор средств на строительство огромной базилики. Местом ее расположения был выбран Монмартр, на котором началась война между коммунарами и версальцами.
Конкурс выиграл проект архитектора Поля Абади. Храм получился внушительным, но далеко не сразу был признан щепетильными парижанами. Так, Эмиль Золя назвал его "всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша революция". Базилика считается символом ярого клерикализма, а горожане ехидно называли её "национальным тортом". Теперь уже никто не спорит о достоинствах и недостатках Сакре-Кёр - он просто стал достойным символом Парижа.
Маршрутами "Амели"
В последнее время экскурсоводы включают в свои маршруты по Монмартру и места, связанные с фильмом "Амели". Некоторые художники, покинув площадь Тартр, переместились на пятачок у кафе "Две мельницы", где работала официанткой героиня ленты режиссера Жан-Пьера Женэ, а простой крем-брюле в местных ресторанах с недавних пор стали называть "десертом Амели".
От стен базилики вниз по склону холма спускается чудный зеленый садик. Кто помнит фильм, знает, что именно там бегал по стрелкам Нино. Это излюбленное место прогулок влюбленных и туристов, наслаждающихся видом на город с вершины холма.
"Я хотел, чтобы мой фильм сделал хороших людей счастливыми", - сказал после премьеры "Амели" Женэ. Когда бродишь по узким и извилистым улочкам Монмартра, начинаешь понимать, что именно он имел в виду.
Ирина Нехорошкина