27 ноября исполняется 70 лет со дня рождения Джими Хендрикса – виртуозного гитариста, чье имя даже спустя 42 года после смерти обрастает все новыми легендами. Эксцентричное и эмоциональное поведение на сцене стало причиной скандальной славы музыканта, в то время как близкие Хендрикса характеризовали его как замкнутого, застенчивого человека. Принято считать, что ранняя смерть способствует появлению некого ореола драматичности и таинственности вокруг образа умершего артиста. Однако нельзя отрицать, что Джими Хендрикс, которому на возможность внести свой вклад в музыку судьба отвела лишь 27 лет, сумел сформировать собственную неповторимую манеру игры, которая повлияла на несколько поколений гитаристов. РИА Новости выбрало высказывания самого музыканта и его знаменитых коллег и поклонников, в разные периоды творчества находившихся под влиянием Хендрикса.
"Я пишу только то, что чувствую" - Хендрикс о себе и творчестве
"Вообще, я делаю то, что захочу. Если захочется чего-нибудь сломать, я сломаю. Раньше я часто хотел что-нибудь такое сделать. Но это не ради показухи, я просто не знаю, как это объяснить. Это как дать себе полную свободу и сделать то, что давно хотелось, пока родители не видят".
"Мне нужен биг-бэнд. Это не значит, что мне требуется три арфы или четырнадцать скрипок. Мне нужен оркестр из опытных музыкантов, которыми я мог бы дирижировать, для которых я мог бы писать музыку. И вместе с музыкой мы могли бы рисовать перед слушателем пейзажи Земли или космоса, чтобы впечатления могли уносить его в иные миры".
"Я пишу только то, что чувствую. И я не очень-то это шлифую, материал почти совсем сырой. А слова такие бесцветные, что никто не может их понять. А когда мы выступаем - прыгаем, носимся - люди смотрят только на то, что происходит у них перед глазами, а про то, что надо еще и слушать, забывают. Я пытаюсь делать слишком много вещей одновременно, такова моя природа. Ненавижу сидеть в углу. Ненавижу, когда меня считают только гитаристом, или только автором песен, или только чечеточником! Мне нравится движение".
"…Я не прошу никого говорить мне комплименты. Напротив, они мне не нравятся. Оставьте их для других — тех, кто думает: "Да я крутой парень!" Такие быстрее прочих толстеют, перестают интересоваться окружающей жизнью и потом пропадают из виду. Они уже не используют те таланты, которые имели, и начинают жить совсем в ином мире".
"Забавно, как большинство людей любит покойников. Стоит тебе умереть, и живые тобой заинтересуются".
"Никто не может раскрыться с такой силой" - музыканты о Хендриксе
Стиви Рэй Воэн, американский гитарист и певец:
"Я много раз встречал его во снах. Но я также пытался играть кое-что из того, что он мне показывал в этих снах, и мне потребовалось прилично времени, чтобы понять, почему у меня ничего не получается. Я был в замешательстве, но потом понял, что если бы это было так просто, то я бы ничему не научился".
Эрик Клэптон, британский композитор, гитарист и вокалист:
"У нас в Англии он выдал всю комбинацию, как того требовал рынок: психоделическая чудаковатая поп-звезда, да к тому же черная, да еще играет блюз... Он вышел, дал по газам и - вперед. Формула безошибочная! Но под всем этим скрывается удивительный музыкальный талант. Его действительно можно назвать ярчайшим музыкантом западной сцены. Если снять всю напускную шелуху, под которой он прячется, то вы увидите фантастически талантливого парня и замечательного для его лет гитариста".
"Если бросить карты на стол, я должен был бы признать, что то, что делал я, не шло ни в какое сравнение с тем, что вытворял Хендрикс. К сожалению, я очень долгое время заблуждался, считая, что нахожусь с ним на равных. Сейчас соревноваться с ним бессмысленно и даже непристойно. …Я был твердолобым догматиком и считал, что все мы должны придерживаться одной линии. В общем, рассуждал, как школьник. А тут появляется Джими, словно состав, слетевший с рельсов. Мне до сих пор жаль, что он умер, так и не попробовав ничего иного. А какая у него была прекрасная перспектива! Я не верю во всю эту чушь, что он сжег себя во имя великого рока, это бред".
Томми Рамон, барабанщик американской рок-группы "Ramones":
"Для меня Хендрикс был тем, что называется рок-божество. Но сам о себе он так не думал. Он все время соревновался с другими музыкантами. К любой сессии он подходил настолько серьезно, как будто речь шла о том, чтобы взять да и сделать свою самую лучшую запись на пределе возможностей".
Стив Вай, американский гитарист:
"Послушайте его вещь "Little Wing" - и все станет понятно! Его сочетание соло и аккордовой техники действительно уникально. Манерой игры Джими я увлекся, когда был значительно моложе: слушал, "снимал"... Как, например, "Castle Made Of Sand" или "One Rainy Wish". К сожалению, для большинства Хендрикс запомнился своими неистовыми "фидбэками", игрой зубами и другими эффектными трюками… Но есть ли, черт возьми, подобное "Little Wing" в наши дни? …Никто не может раскрыться с такой силой. Но будьте уверены, однажды появится тот, кто обретет любовь и страсть. И даст импульс многим. И будет новое помешательство. Таков закон мироздания".
Брайан Мэй, британский музыкант, гитарист группы "Queen":
"Я до сих пор очень четко помню свои ощущения, когда впервые увидел его. Я думал: "Этот парень настолько хорош, что мне не хочется даже самому себе в этом признаться". Я в то время уже играл в разных группах, и вот появился этот человек, который намного обогнал всех гитаристов. Как будто вы с ним идете по одной дороге, но он настолько впереди, что его почти не видно. Это даже немножко пугало, а уж по самолюбию било вообще очень сильно. После этого я часто ходил на его концерты... никак не мог понять, как он все это делает... Я действительно считал себя хорошим гитаристом... до того, как увидел Хендрикса. А когда увидел, подумал: "Да, не так уж я хорош, на самом-то деле".
Его технику до сих пор невозможно с чем-либо или кем-либо сравнить. Я имею в виду, что множество людей, включая меня, до сих пор пытаются понять, как он все это делал. Пока не очень получается".
Патти Смит, американская певица и поэт:
"Главное, что я хотела привнести в рок-н-ролл – соединить поэзию с акустикой. Единственные люди, которые были способны сделать это – Джими Хендрикс и Джим Моррисон".
Брайан Ферри, британский музыкант и композитор:
"Честно говоря, я всегда хотел быть похожим на него, на Джими Хендрикса. Но мне ни разу не удалось приблизиться к нему".
Подготовлено на основе открытых источников