МОСКВА, 26 ноя — РИА Новости. Политологи считают, что рейтинг влиятельности министерств реалистично отражает тенденции внутренней политики России, в частности, тренд на увеличение объемов финансирования силовых ведомств, однако расходятся во мнении по поводу оправданности такого распределения средств бюджета.
Эксперты полагают, что в дополнительном финансировании нуждаются в первую очередь инфраструктурные и социальные проекты, при этом зарплаты чиновников не всегда соответствуют бюджетным средствам, которыми управляют ведомства, что ставит вопрос об эффективности менеджмента в них.
По данным "Рейтинга финансовой влиятельности министерств", спецпроекта сайта RIA.RU и "Московских новостей", основанного на проекте бюджета 2013 года и оценивающего распределяемые ведомствами деньги, опыт министров и зарплаты чиновников, в тройке лидеров по объему средств в распоряжении оказались Минобороны (1,361 триллиона рублей), МВД (1,1 триллиона рублей) и Минобрнауки (391,5 миллиарда рублей).
Самые высокие зарплаты — в центральных аппаратах силовых ведомств — в МВД средняя зарплата превышает 94 тысячи рублей в месяц, в МЧС она составляет 87 тысяч рублей, в Минобороны — 68 тысяч рублей. По показателю управленческого и отраслевого опыта руководителя, первое место занял глава МИД Сергей Лавров, второе месте — глава Минобороны Сергей Шойгу, а замкнул первую тройку руководитель Минспорта Виталий Мутко. Для оценки бюджетных потоков использовался проект бюджета на 2013 год, принимаемый уже с учетом новой структуры правительства.
Оправданы ли траты на силовиков
По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, выделение наибольшего количества средств МВД, Минобороны и Минобрнауки является оправданным и имеет стимулирующий эффект для экономики и государственных институтов.
"Прежде всего, это те три министерства, через которые государство соприкасается с массовыми слоями, и очевидно, что их бюджеты имеют большое социальное значение. Это вложение в качество институтов государства и стимулирующий эффект для экономики", — говорит эксперт.
Ремизов подчеркивает, что экономическому развитию способствует также и тот факт, что львиную долю этого бюджета составляет закупка вооружений и военной техники и заказ оборонной промышленности, которая является основой машиностроения.
"Поэтому, на мой взгляд, эти приоритеты вполне оправданы", — считает эксперт.
Повышение зарплат военным и полицейским, по его мнению, является также вложением в качество государственных институтов. "Это вопрос уровня развития государства — адекватное денежное содержание военных и полиции", — говорит Ремизов.
Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов, в свою очередь, считает существующую модель распределения ресурсов устаревшей, поэтому рекомендует властям больше денег выделять на социальную сферу, чем на силовые ведомства.
"Та модель экономическая, которая у нас реально функционировала и господствовала последние годы, она исчерпывает себя… Смена модели экономического развития страны возможна путем перераспределения ресурсов силовых ведомств к ведомствам, обеспечивающим развитие социального сектора. Речь об образовании, здравоохранении и тех ведомствах, которые обеспечивают развитие инфраструктуры", — сообщил Слатинов.
По мнению политолога, рейтинг влиятельности министерств реалистично отражает тенденции внутренней политики страны, в частности, тренд на увеличение объемов финансирования силовых ведомств.
"Бюджет в России силовой или, как многие говорят более резко, военно-полицейский. Насколько это оправдано — большой вопрос. И то, что здесь на первый план выдвинулись силовики и только с большим отрывом за ними следует министерство образования, это является лишним тому подтверждением. Властям следует об этом задуматься", — считает Слатинов.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, назвав "логичным и объяснимым" размер финансовых потоков, направленных в пользу силовиков, отметил, что для него стало неожиданностью появление в тройке лидеров по финансовому состоянию и по степени влияния Минобрнауки и Виталия Мутко.
"Это исключение, которое подтверждает правило, что существующая система распределения средств в бюджете весьма странная, и, судя по всему, искажена, поэтому в рейтинг попал Виталий Мутко, а Минобрнауки стало третьим в списке самых богатых ведомств", — говорит Мухин.
Низкие зарплаты чиновников — ошибка менеджмента
Как показал анализ уровня доходов работников различных министерств, зависимость между их заработной платой и объемом финансовых потоков, которые им приходится контролировать, присутствует далеко не всегда.
Слатинов считает, что отсутствие такой зависимости говорит о неспособности руководителя ведомства "лоббировать интересы своих же сотрудников".
По данным "Рейтинга финансовой влиятельности министерств", самые высокие зарплаты — в центральных аппаратах силовых ведомств.
Гораздо ниже средние зарплаты получают сотрудники в Минтруде — 45 тысяч рублей, Минздраве — 48 тысяч рублей и Минсельхозе — 52 тысячи рублей.
Особенно выделяются с этой точки зрения Минздрав, Минсельхоз, и Минпромторг: по уровню зарплат эти ведомства занимают только 18, 17 и 15-е места, что слабо соответствует их позициям по размеру финансовых потоков.
Политолог считает, что существующее законодательство позволяет министрам "пробивать" в Фонде оплаты труда необходимые надбавки для госслужащих, поэтому в низких зарплатах некоторых ведомств виновато только их руководство.
"Нет прямой корреляции между теми ресурсами, которыми располагает министерство и объемами зарплат. Это косвенно указывает на качество менеджмента. Уровень зарплат в министерствах говорит, во-первых, о лоббистском потенциале того или иного министра. О его возможности позаботиться об условиях труда и мотивации собственных сотрудников", — считает Слатинов.
Эксперт уверен, что низкие зарплаты чиновников также говорят о неспособности некоторых министров эффективно управлять финансами, которые им уже выделены.
"Руководство этих ведомств в рамках тех ресурсов, которые выделяются, не может наладить эффективную систему денежного содержания служащих, что указывает на не очень эффективный менеджмент", — говорит Слатинов.
Не хватает инфраструктурных и соцпроектов
По мнению Ремизова, отсутствие сильной инвестиционной составляющей в плане финансирования строительной инфраструктуры является единственной издержкой, показанной в рейтинге системы распределения средств.
"В бюджете, на мой взгляд, ощутимо не хватает, прежде всего, финансирования масштабных автоструктурных проектов — будь то РЖД или Минтраспорта — это то, что ощутимо нужно стране и может дать дополнительный импульс развития экономического роста", — говорит эксперт.
С ним согласен Слатинов, который считает, что развитие инфраструктуры должно быть приоритетным направлением при распределении ресурсов.
"Мне странно, что Минтранспорта так обделен финансами на следующий год — это то, что необходимо каждому человеку. Также нужно вкладываться в здравоохранение, остается непонятным, почему этому уделяется так мало внимания", — сказал Слатинов.
Ремизов отмечает, что в пользу инвестирования важных с точки зрения экономики проектов можно было бы отказаться от достаточно затратных и сомнительных.
"В бюджетировании есть некоторое количество проектов, которые не необходимы, вроде финансирования курортов Северного Кавказа или чемпионатов мира по футболу… Но это, в общем-то, уже принятые политические решения, которые на данном этапе выглядят необратимыми", — сказал эксперт.