МОСКВА, 24 ноя — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Однодневный фестиваль "День мигранта", в рамках которого покажут четыре спектакля, проведут в субботу в столичном Театре.Doc, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Помимо "стационарных" спектаклей, тех, которые можно посмотреть и в другое время, фестиваль представит два проекта в жанре свидетельского театра. Такие спектакли показывают только один раз и предполагают обсуждение рассказанного с публикой. "Меня избили на улице" — это свидетельства жертв уличных нападений. Причем, для театра было важно соблюсти принцип объективности: речь пойдет не только о нападениях на мигрантов, но и о нападениях, совершенных мигрантами. Другим спектаклем в жанре свидетельского театра станет проект "Освобождения из рабства".
"Меня избили на улице" — это свидетельский театр. То есть люди рассказывают о том, что пережили сами, а не услышали по радио или прочитали в газете. По сути, свидетельский спектакль — это интерактивное общение с публикой. А "Освобождение из рабства" — это по мотивам громкой истории о людях, которые, фактически, были в рабстве в магазине. В спектакле будут участвовать те активисты, правозащитники, которые освобождали "рабов". Сами участники истории вряд ли выйдут на сцену, мы боимся им повредить", — рассказала РИА Новости директор Театра.Doc, драматург Елена Гремина.
Театр.Doc, с самого своего создания уделявший большое внимание острым общественным темам, уже не первый раз обращается к проблеме миграции. Еще на заре существования театра здесь поставили знаменитый спектакль "Война молдаван за картонную коробку", в котором на основе реальных интервью рассказывалось о жизни приезжих. С тех пор тема трудовой миграции и связанного с ней напряжения в обществе стала еще заметнее, и театр продолжил свои исследования.
"С тех пор все изменилось, тема гастарбайтеров в Москве стала гораздо актуальнее. Вся наша жизнь пронизана мигрантами, которые работают на всевозможных неквалифицированных работах — убирают улицы, водят такси, сидят как сиделки со стариками. Они почти не говорят по-русски, и, естественно, возникает напряжение, которое, как мне кажется, выгодно власти. Лучше пусть люди говорят о мигрантах, чем о реформе образования, о бедности или о трудовом кодексе", — считает Гремина.
Совсем недавно здесь появился еще один спектакль, в котором не профессиональные актеры, а сами персонажи истории играют свои роли. "Акын-оперу" поставил режиссер Всеволод Лисовский, придумавший спектакль яркий по форме и злободневный по своему содержанию. В "опере" сыграли те, кто почти все свое время работает на стройках или убирает дворы.
"С одной стороны, "Акын-опера" — это художественное явление, я могу смотреть этот спектакль много раз. Он волнует меня, потому что я ассоциирую себя с этими людьми. Представляю, что если б мне нужно было учить детей или кормить стариков, я бы поехала, например, в Германию и была бы там таким же "акыном". Пришлось бы забыть про театр и мыть ступеньки. В общем, это то, что происходило с первой волной эмиграции в Париже после революции, и то, что может произойти с каждым в любой момент. А с другой стороны, есть социальная составляющая в этом проекте: для этих людей спектакль — возможность один вечер побыть артистом после целой недели работы на стройке", — говорит директор Театра.Doc.
В рамках фестиваля "День мигранта" впервые на сцене театра сыграют спектакль "Узбек" — проект в жанре "документальный стэнд-ап", который до этого игрался в Сахаровском центре и был сделан совместно с Театром им. Йозефа Бойса. Отныне "Узбек", поставленный и сыгранный Талгатом Баталовым, будет в репертуаре Театра.Doc.
"Помимо "Акын-оперы" и "Узбека" у нас есть еще один проект, который уже давно репетирует Руслан Маликов, — "Однушка в Измайлово", о девушках с Северного Кавказа. Эту документальную пьесу написала Эмиля Козлова по заказу театра", — добавила Гремина.
Театр.Doc надеется, что подобные проекты помогут привлечь внимание к теме мигрантов.
"Этот фестиваль — разговор о проблеме. Театр не решит эту проблему, но может помочь в плане обсуждения, размышления над ней", — заключила Гремина.