Рейтинг@Mail.ru
"Римини Протокол": между Германией и Казахстаном - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Римини Протокол": между Германией и Казахстаном

© Фото : Dorothea Tuch, компания "Римини Протокол"Сцена из спектакля "Проба грунта в Казахстане", Компания "Римини Протокол" (Германия)
Сцена из спектакля Проба грунта в Казахстане, Компания Римини Протокол (Германия)
Читать ria.ru в
Дзен
Спектакль о немцах, родившихся в Советском Союзе, показали на фестивале NET.

Анна Банасюкевич

Спектакль о немцах, родившихся в Советском Союзе, показали на фестивале NET.

Пять спектаклей фестиваля NET, нарушающих правила >>

Театр "Римини Протокол", наверное, самый известный европейский театр, занимающийся документалистикой – в их спектаклях играют непрофессиональные актеры, "носители" тех историй, которые звучат со сцены. Но спектакли "Римини Протокол" это всегда именно театр, а не вечера воспоминаний – интересно следить за тем, как сложно и неочевидно выстроена структура текста, как существуют люди на сцене, как взаимодействуют они друг с другом, с экраном, с предметами. Как из биографических свидетельств складывается общая история, как через частную судьбу проходят роковыми разломами глобальные события, вроде войн, депортации, политических судьбоносных решений.

Судьбы героев спектакля "Проба грунта в Казахстане" так или иначе связаны с нефтью, и "черное золото" становится в спектакле той неизменной ценностью, с которой соотносят все, происходящее и в жизнях людей, и на сцене. На сцене – несколько тренажеров, на которых сидят герои – движения их ног вырабатывают энергию, в финале спектакля актеры подсчитывают: на спектакль ушло так много, а наработано так мало... Нефть, от цен на которую зависят не только политики и крупные корпорации, но и благополучие скромных работников офисов, заводов или шахт, - красной нитью проходит через спектакль: на экране мелькают буровые вышки; один из героев, ГДР-вский инженер рассказывает в подробностях о технологии; камера, подвешенная на тросы, зависшая над расстеленной картой, становится чем-то вроде устройства для обнаружения месторождений.

Героев спектакля всего пятеро, спектакль начинается с рассказа Генриха Вибе о самом начале своей жизни. О войне, об изгнанных с Поволжья немцах, о погибшей родне, о детском доме в Семипалатинске. О трассе на Павлодар, которая стала для него рабочим участком: выросший Гених стал водить бензовоз, развозивший топливо с завода. Пожилой немец крутит педали велотренажера, а на экране возникает унылый вид бескрайней зимней дороге с полуразвалившимися домами. Казахстан в несколько раз больше Германии, а плотность населения там совсем мала. По дороге едет иномарка, которую обгоняет бензовоз – Генрих отмечает с легкой завистью: в таком можно и спать, и чувствовать себя человеком – все изменилось с 50-х годов. Километры дорог наводят дремоту, и чтобы не спать, водитель поет: Генрих на хорошем русском затягивает – "Эх, дороги, пыль да туман…" Его легкий акцент теперь, кажется, совсем исчезает.

Сцена из спектакля "Проба грунта в Казахстане"

Легкая зарисовка, взвешенный и спокойный рассказ о судьбе, обычной и невероятной, когда слушаешь со стороны. Никакой нарочитой сентиментальности – Генриха бодро и весело прерывает женщина: "теперь моя история". Счастливое советское детство, хроника из семейного архива – маленькая девочка с боевым характером кокетничает перед камерой, а вот уже она ведет за собой пионерский отряд. "Орлята учатся летать" затягивает она, и другие участники спектакля тихонько подпевают.

Рассказ, видео, звук – на соединении этих элементов рождается впечатление. Хелене, поющая про "орлят" марширует на месте в деревянном лотке с мелким гравием, и, кажется, что идет по дорожкам летнего пионерлагеря. Потом надевает желтые резиновые сапоги и вступает в корытце с вязкой грязью, а на экране – низинные пейзажи степей Джезказгана, где без таких вот сапог не пройдешь. Джезказган – рядом с Байконуром, для местной детворы привычным развлечением было смотреть на взлетающие ракеты, а потом гонять по степи, в поисках мелких осколков. Советские дети мечтали стать космонавтами, а уж те, кто вырос здесь, и подавно. Хелене хотела всегда – и в спектакле она снова попробует. На сцену выкатится колесо, и она прокатится в нем, перекувырнувшись через голову – упражнение на вестибулярный аппарат.

Сцена из спектакля "Проба грунта в Казахстане"

Спектакль – это еще и встреча героев, давно живущих в Германии, со своим прошлым. Прошлое – не только в их воспоминаниях, но и в тех видеозаписях, которые сделал режиссер Штефан Кэги в своих поездках в Казахстан. Здесь не только пейзажи и шахты с современными шахтерами, здесь – родные места героев спектакля, их родные, знакомые. Герои спектакля ведут диалог с экраном: казахская бабушка Нурлана Дуссали поет ему песню, а сам Нурлан, немецкий менеджер по продажам, подыгрывает ей на домбре. Директор музея космонавтики из Джезказгана предлагает Хелене, потерявшей в Германии работу как раз из-за подорожания нефти, все-таки попробовать стать космонавтом. А ее брат, единственный из семьи, оставшейся дома, медленно бредет по кладбищу среди родных могил. Коллега Герда Бауманна, предприимчивого ГДР-вского инженера, отца пятерых детей от четырех женщин, уговаривает вернуться в Казахстан, где сейчас можно делать огромные деньги, покупать квартиры, да и с женщинами все неплохо. Еще одна героиня спектакля – Елена – из Таджикистана, ей нечем проиллюстрировать свои воспоминания, все они – времен гражданской войны, начавшейся после развала Союза. Она рассказывает про то, как дедушка приехал на танке с дачи, про то, как разобрал машину и закопал в огороде, чтоб не украли, а мы слышим щелчки камеры и видим пустой экран.

От воспоминаний спектакль движется к настоящему – на экране панельный дом, в котором живет теперь Генрих, Елена из Таджикистана, чей дедушка много дней жил рядом с посольством, чтобы увезти семью в Германию, выучилась на косметолога, но всегда хотела быть артисткой. Она рассказывает про то, как работает аниматором по отелям, ловко жонглирует бутылкой, а потом показывает фокусы с огнем. Нурлан демонстрирует свои бизнес-навыки публики, устраивая предпродажный разговор со зрителем первого ряда – за три минуты он легко уговаривает его купить солнечные батареи.

На стене сбоку висит карта – красная точка указки горит на Казахстане, блуждает по его окрестностям. В какой-то момент на сцене появляется макет Астаны – небоскребы, сделанные из коробок из-под парфюмерии, светящиеся гирлянды. Где-то на какой-то площади есть след от правой руки бессменного президента независимого Казахстана – Назарбаева. Туда можно вложить свою ладонь и загадать желание. Герои загадывают – никто из них не хочет возвращаться в Казахстан, но это огромный кусок их судьбы, от которого невозможно избавиться.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала