МОСКВА, 22 ноя — РИА Новости. Рейтинг востребованности электронных государственных сервисов среди жителей России возглавила услуга электронной записи к врачу, сообщил на пресс-конференции в РИА Новости руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов.
Рейтинг востребованности составлен по результатам общественного обсуждения, которое проходило в октябре-ноябре 2012 года с участием более 600 экспертов — чиновников, представителей ИТ-сообщества и общественности. На втором месте по популярности после записи к врачу оказался доступ к информации о тарифах и потребленных жилищно-коммунальных услугах, на третьем — электронная запись в детские сады и школы, на четвертом и пятом — электронная медицинская карта и электронный дневник ученика.
"В результате этого обсуждения мы получили Топ-20 сервисов государственных услуг, наиболее востребованных людьми. Какие-то из них уже переводятся в электронный вид, какие-то еще нет. Наша задача — объяснить регионам и их руководителям, что при планировании и формировании мероприятий по внедрению информационных технологий нужно учитывать это в первую очередь, а не ориентироваться только на нормативные акты. Мы рассчитываем, что по результатам этой работы будет принят ряд нормативных актов, который позволит эти услуги оказывать в электронном виде", — сказал Хилов.
Он также отметил необходимость перехода от заявительного к уведомительному подходу при оказании государственных услуг — когда государство заблаговременно уведомляет граждан, имеющих право на обращение за получением государственной и муниципальной услуги, во возможности ее получения.
"Необходим переход к уведомительному подходу при оказании государственных услуг. Государство должно само информировать гражданина о том, что ему положена какая-то услуга", — сказал Хилов. По его словам, возможен вариант, когда государство уведомляет гражданина при помощи смс-оповещения, что с этого момента ему доступна определенная услуга.
В свою очередь руководитель Комитета информатизации и связи республики Коми Александр Селютин, выступая на пресс-конференции заявил, что основная задача - помочь создать «сервисное государство».
«Мы должны не просто перевести в электронный вид услуги, а создать комфортную среду. В основе правильного взаимодействия должно быть решение проблем граждан, а не просто предоставление услуг", — сказал он.
По его словам, необходимо продумать весь спектр сопутствующих услуг, чтобы человек мог решить свою проблему, и в этом могут помочь форматы государственно-частного партнерства.
"Для того чтобы помочь человеку построить дом, есть субсидии, есть возмещение процентов по ипотечным кредитам, но это не решает вопроса. Гражданин иногда юридически не понимает, с чего ему начать, и мы должны его сопровождать весь путь, который он должен пройти. Если по пути появляются аккредитованные организации в формате государственно-частного партнерства, то это поможет ему решить проблему в комплексе", — отметил Селютин.
Эксперты высказались за создание вертикально-интегрированных отраслевых информационных систем, таких, например как единая медицинская информационная система, а также принять на федеральном уровне единые государственные стандарты и требования к информационным системам, используемым для предоставления государственных и муниципальных сервисов.