МОСКВА, 22 ноя — РИА Новости, Мария Ганиянц. Выставка "Художники театра Голейзовского. 1918-1932", продолжающая цикл выставок, посвященных авангардному театру, откроется 29 ноября в московской галерее "Элизиум", сообщили РИА Новости в галерее.
Первая выставка цикла — "Памятники русского театрального авангарда" — состоялась в галерее в 2006 году, а нынешней выставкой "Элизиум" отмечает свое 15-летие.
"Касьян Голейзовский — одна из знаковых фигур русского балета ХХ века, талантливейший русский балетмейстер, жил в "состоянии постоянной жажды открытий" и пришел к подлинно авангардной хореографии, требовавшей от художника нового языка и новых приемов для решения задач, поставленных перед искусством ХХ века", — рассказал совладелец галереи Егор Молчанов.
Настоящая выставка, приуроченная к 120-летию со дня рождения выдающегося русского балетмейстера, организована совместно с Государственным центральным театральным музеем им. Бахрушина, Музеем Государственного академического Большого театра России, Государственным центральным музеем кино, Российским Государственным архивом литературы и искусства и фондом "Сохранение творческого наследия Касьяна Голейзовского".
Музеи и архив предоставили для выставки 68 произведений из своих собраний, всего же в состав выставки вошло более 200 произведений с середины 1910-х до 1932 года одиннадцати художников: Галаджева, Дани, Ефимова, Мусатова, Петрицкого, Пожидаева, Родченко, Сапегина, Сибиряковой-Голейзовской, Эрдмана, Юткевича, а также произведения самого Голейзовского.
По словам организаторов выставки, именно это время было особенно значительным и плодотворным в жизни Голейзовского как балетмейстера.
Ранний период его творчества пришелся на время становления и развития русского авангардного театра 1910-20-х годов, и в этот процесс Голейзовский внес важнейший вклад. Сам одаренный художник, Голейзовский сотрудничал лишь с теми, кто был талантлив и отвечал его авангардным исканиям. Для этих художников недолгое время русского классического авангарда стало периодом высших достижений в театральном искусстве.
За несколько лет балетмейстер прошел путь от кубистической стилизации в эскизах Георгия Пожидаева для балета "Маска Красной смерти" (1919 год) к конструктивистскому оформлению танцевальных композиций первой половины 1920-х годов Бориса Эрдмана и Анатолия Петрицкого. Эрдман и Петрицкий разрабатывали для него конструктивистские сценические декорации к балету "Фавн" (1922) и "Смерть Изольды"(1924), и Эрдман к балету "Иосиф Прекрасный" (1925). Борис Эрдман — самый изобретательный и концептуальный художественный соавтор Голейзовского, чьи лаконичные композиции, сделанные в конструктивистской стилистике и обогащенные выразительными деталями, тканями, материалами костюмы естественным образом становились не только украшением танца, но и его полноправным участником.
Выставка продлится до 27 декабря.