Мария Токмашева
После первого игрового фильма "Счастье мое" уже успевшего получить мировое признание на ниве документального кино режиссера Сергея Лозницу многие обвиняли в чернухе и нелюбви к Родине. Пронзительная атмосфера игрового дебюта Лозницы, родившегося в Белоруссии, учившегося в Украине и России и эмигрировавшего в Германию, показывала опостылевшую постсоветскую глубинку, разъедающую любые человеческие чувства.
С новой работой – одноименной экранизацией повести Василя Быкова "В тумане", в общем-то, вновь рассказывающей о том, можно ли остаться человеком в самых паскудных условиях, Лозница не только окончательно вошел в число любимчиков Канн (в отличие от предыдущего фильма, участвовавшего в основном конкурсе кинофестиваля, но не отмеченного наградами, "В тумане" получил престижный приз международной федерации кинокритики FIPRESCI), но и стал главным белорусским режиссером.
То ли на волне успеха фильма "В тумане", то ли по каким-то другим причинам и Василь Быков вдруг вновь вошел в плеяду главных белорусских писателей. Известный своей военной прозой, он прошел в литературной карьере разные этапы. За бескомпромиссность его текстов и реалистичное описание не столько ужасов самой войны, сколько ужасов внутренней борьбы живущих в это время людей, Быков то подвергался нападкам советской критики, то удостаивался госпремий. В конце 90-х он, не согласный с политикой белорусского правительства, вынужден был эмигрировать. Его творчество как-то забыли, и только сейчас – через почти десятилетие после его смерти о Быкове вновь заговорили.
Так что обращение режиссера Сергея Лозницы, который сам написал сценарий "В тумане", к повести Быкова кажется вполне закономерным. Оба они без излишнего морализаторства и идеализации рассказывают о судьбе человека в предлагаемых обстоятельствах.
В данном случае в качестве обстоятельств выступает Белоруссия 1942 года – разгар фашистской оккупации и партизанского движения. Путевой обходчик Сущеня (Владимир Свирский), побывавший в немецком плену, но отпущенный на волю, всей деревней подозревается в коллаборационизме. За Сущеней приходят партизаны Буров (Владислав Абашин) и Войтик (Сергей Колесов). Они забирают его от жены и ребенка и ведут на казнь в лес. В ночи, пробираясь через болота, троица попадает в засаду, в результате которой Буров, знакомый с Сущеней с детства, получает смертельное ранение, а перед Сущеней встает сложный моральный выбор.
Прекрасная операторская работа Олега Муту и блестящая актерская игра под руководством Сергея Лозницы вместе создают пронзительно точную экранизацию быковской литературы. Недаром "В тумане" многие критики сравнивают с "Восхождением" Ларисы Шепитько – первым, кстати, советским фильмом, получившим гран-при Берлинского кинофестиваля.
Выбирая прозу прошедшего войну Быкова Лозница, родившийся уже в середине 60-х, пытается осмыслить события прошлого именно через судьбы конкретных людей – не героев, но и не мерзавцев, на которых традиционно делится классическое изложение военных историй. Вопреки названию фильма, Лозница не заставляет зрителя пробираться к смыслу картины через туман, леса и болота. Все – вплоть до финала – четко и понятно. Человек всегда делает выбор не столько между жизнью и смертью, сколько между способностью жить по совести или вопреки ей. Война лишь обостряет эту внутреннюю борьбу, доводит до крайней точки и заставляет где-то там – в тумане – принять единственно верное решение.