КИТАЙ
Китай вступил во Всемирную торговую организацию в 2001 году.
По общему признанию китайских экспертов, вступление в ВТО в целом позволило Китаю увеличить приток иностранных инвестиций; расширить объемы экспорта; поддерживать высокие темпы экономического роста.
С 2001 года ВВП Китая вырос в четыре с лишним раза, объем прямых иностранных инвестиций — в два с лишним раза.
Значительно выросло число малых и средних предприятий. В 2002 году был принят закон "О стимулировании развития малых и средних предприятий". Закон дал МСП равные права с крупными компаниями, в том числе в доступе к современной технике, рыночной информации и финансированию. Для сравнения: к 2005 году в Китае насчитывалось 4,3 миллиона МСП, а также более 28 миллионов индивидуальных предпринимателей. Малый и средний бизнес давал стране более 80% рабочих мест. На его долю приходилось 55% ВВП и 60% объема промышленного производства. В настоящее время число МСП в Китае превышает 10 миллионов, что составляет 99% всех зарегистрированных деловых предприятий страны. МСП создают 60% валовой промышленной продукции, дают 40% налога на прибыль и обеспечивают почти три четверти совокупной занятости.
Принципиально изменилась внешняя торговля КНР. Полученный в рамках ВТО режим наибольшего благоприятствования расширил для китайских предприятий доступ на внешние рынки, а либерализация внешнеторгового режима повлекла снятие внутренних барьеров для негосударственных предприятий. Новые условия позволили Китаю не только укрепить свои позиции в международной торговле, но и занять второе место в мире после США. В целом с 2001 года внешнеторговый оборот КНР вырос более чем в семь раз — с 509,8 миллиардов долларов до 3642 миллиардов долларов в 2011 году.
Средний уровень таможенных тарифов снизился с 15,3% до 9,8%.
С момента вступления в ВТО высокотехнологичный сектор экономики КНР прошел стадию становления, способен развивать конкурентоспособность и отвечать вызовам международного рынка. О росте высокотехнологичного сектора экономики в Китае свидетельствуют структурные изменения в экспорте. Так, доля машин, оборудования и транспортных средств с 38,6% в 2001 году выросла до 53,5% в 2010 году, изделий из черных и цветных металлов — с 6,1% до 7% соответственно.
Получила развитие социальная сфера. Выросли доходы как городского, так и сельского населения. Только за первые пять лет после вступления Китая в ВТО численность бедного населения в деревнях снизилась на 5 миллионов человек, чистый душевой доход сельского населения превысил 3,2 тысячи юаней в год, а его среднегодовой рост достиг 5,3%. Среднедушевой доход, находящийся в непосредственном распоряжении городского населения, превысил 10 тысяч юаней в год, увеличиваясь в среднем на 9,6% в год.
Стал динамично развиваться сектор коммерческих услуг — туризм, транспортные, коммуникационные, компьютерные и информационные и прочие услуги.
Аналитики констатируют: Китай вышел на новый этап экономического развития, вызванный его присоединением к ВТО. Пекин продолжает претворять в жизнь программу либерализационных мероприятий, предусмотренных соглашениями с ВТО. При этом успех КНР во многом опирается на уникальную китайскую специфику.
По признанию деловых зарубежных изданий, Китай активно и умело пользуется своим членством в ВТО для интеграции в мировую экономику, жестко соблюдая при этом свои интересы.
(The Wall Street Journal, 17.03.2011).
ВЬЕТНАМ
Вьетнам вступил в ВТО в январе 2007 года.
После вступления страны в ВТО были разработаны механизмы, призванные в корне изменить политическую, экономическую и судебно‑правовую системы.
Реализация этих механизмов позволила не только обеспечить правовые гарантии иностранных инвестиций, но и повысить инвестиционную привлекательность страны. В 2008 году The Wall Street Journal отмечала, что с января по август 2008 года иностранные инвестиции во Вьетнам составили 47,15 миллиарда долларов, что в пять раз больше по сравнению с тем же периодом 2007 года. Приток инвестиций обеспечили относительная стабильность и предсказуемость политических решений, а также позитивные экономические прогнозы.
По итогам первого года членства Вьетнама в ВТО эксперты констатировали высокие темпы экономического роста, реальный рост ВВП в 2008 году достиг 8,5%.
Dow Jones Commodities Service отметило значительный рост текстильной промышленности Вьетнама. За 2008 год экспорт текстиля вырос на 17% по сравнению с 2007 годом и принес 9,1 миллиард долларов. К 2020 году страна планирует получить прибыль в 25 миллиардов долларов.
Доля сельского хозяйства в экономике страны продолжает снижаться, однако Вьетнам остается, прежде всего, аграрным государством. Сельское хозяйство составляет 22% от ВВП и 30% экспорта, в этом секторе занято 70% населения.
Вступление в ВТО оказало положительное влияние на экспорт. В 2007 году объем экспорта увеличился на 21,9% по сравнению с 2006 годом и достиг 48,6 миллиарда долларов, а в 2008 году вырос еще на 29,1% и составил 62,7 миллиарда долларов.
Произошли позитивные изменения товарной структуры экспорта: отмечалось смещение от сырья (нефть, уголь, каучук, рис) к продукции перерабатывающей промышленности. Улучшился индекс выведенной конкурентоспособности вьетнамских товаров на мировом рынке. Количество конкурентоспособных высокотехнологичных товаров в период с 2006 по 2009 год на американском рынке выросло с 61 до 86, на японском — с 92 до 117, а на рынке стран Евросоюза — с 15 до 100.
Страна отказалась от использования протекционистских мер для защиты собственного рыка. Более того, с начала 2010 года, согласно условиям ВТО, рынок Вьетнама стал еще более открыт для импорта.
К концу 2007 года доход на душу населения составил 835 долларов, что в 2 раза больше, чем в 2000 году. Существенно изменились показатели уровня бедности в стране: в 1992 году — 60%, а в 2008 году — 15%.
В период с 2007 года по 2008 год личное потребление выросло на 7,5% за счет роста доходов населения и формирования среднего класса, представленного преимущественно молодыми людьми (70% населения Вьетнама — молодежь в возрасте до 35 лет). В последние годы годовой рост местного потребления достигал 20%.
Не все открывающиеся благодаря членству в ВТО возможности для экономического развития Вьетнама используются в полной мере. В то время как большинство государственных чиновников высшего уровня, ответственных за те или иные сферы экономической деятельности, хорошо осведомлены о них, около 80% представителей бизнеса, по оценкам министра торговли и промышленности страны, эти возможности практически полностью игнорируют. Ситуацию часто усугубляет и административный барьер. Вьетнаму также не хватает квалифицированных специалистов по проблемам международной торговли и макроэкономики — уровень экономического прогнозирования очень низок.
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
Саудовская Аравия вступила в ВТО в 2005 году.
Официальные лица и экспертное сообщество Королевства Саудовская Аравия в целом оценивают последствия вступления КСА в ВТО положительно. По итогам 2011 года Саудовская Аравия заняла 11‑е место в рейтинге стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса, составленном Всемирным банком, оттеснив на второй план такие страны, как Франция, Швейцария и Австрия. В докладе "Глобальная конкурентоспособность" (Global Competitiveness Report) за 2011‑2012 годы Саудовская Аравия заняла 17‑е место, поднявшись за год на четыре ступени. Страна занимает 9‑е место в рейтинге самых крупных получателей прямых иностранных инвестиций в мире.
Значительным достижением считается реформа законодательства, проведенная в Королевстве в период, предшествующий вступлению в ВТО и за годы, за этим последовавшие. Были приняты и имплементированы 42 новых закона и подзаконных акта в соответствии с режимами авторского и интеллектуального права (Intellectual Property Rights), лицензирования импорта, торгового и таможенного регулирования, санитарных и фито‑санитарных норм, рынков финансовых и страховых услуг и пр.
Приведение саудовского законодательства в соответствие с международными нормами было осложнено спецификой местной юридической системы, основанной на шариате. Рабочей комиссии Саудовской Аравии удалось достичь соглашений с ВТО, в частности, по таким вопросам, как запрет ввоза на территорию КСА свинины, алкоголя и другой продукции, запрещенной нормами ислама, и импорта товаров израильского производства.
Саудовская Аравия в течение десяти лет после принятия в ВТО обязалась снизить импортные тарифы до среднего уровня в 12,4% для продукции сельского хозяйства и 10,5% для продукции других отраслей. Тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции будут колебаться в пределах 5‑200%, наивысшая ставка будет применяться к табаку и финикам.
В том, что касается положительного влияния членства в ВТО на отдельные секторы экономики, то акцент делался, прежде всего, на нефте‑ и газохимии. КСА не экспортирует газ, который полностью используется внутри страны в качестве сырья для химических производств. В силу этого Королевству удалось сохранить внутренние цены на него на уровне в несколько раз ниже мировых, что стало крупнейшим преимуществом для местной промышленности. В результате начался бурный рост производства, строительство новых заводов в сотрудничестве с западными концернами, которые обеспечили приток в отрасль новейших технологий. Теперь КСА претендует на то, чтобы занять третье место в мире по объемам производства нефте‑ и газохимической продукции после США и Канады, потеснив Иран.
В сфере сельского хозяйства, как отмечалось в 2006 году (через год после вступления в ВТО), Саудовской Аравии также удалось добиться уступок. В результате субсидии для местных производителей не были отменены, но напротив, даже увеличены.
Одним из наиболее острых вопросов, обсуждавшихся в связи с членством в ВТО, была нехватка квалифицированных кадров. Во‑первых, в КСА не хватает специалистов, имеющих управленческий и технологический опыт работы в западных компаниях, во‑вторых, из‑за недостаточной квалификации саудовские компании, прежде всего в сфере услуг, были и остаются недостаточно конкурентоспособными. Это предопределено тем, что сектор услуг в КСА традиционно был занят семейными компаниями, ориентированными на ограниченный круг постоянных клиентов. Приход западных предприятий ставит эту систему под удар. В этом контексте отмечается, что Саудовская Аравия взяла на себя обязательства по 120 из 160 позиций, содержащимся в классификации ООН, одобренной Конвенцией по торговле и услугам.
Эксперты прогнозируют стабильный рост экономики страны в среднесрочной перспективе, тем более, что Саудовская Аравия планирует инвестировать значительные средства в диверсификацию экономики. В развитие инфраструктуры предполагается инвестировать 900 миллиардов долларов, в проекты в сфере нефтехимии, энергетики и водного хозяйства — 300 миллиардов долларов, в логистику и транспортную систему — 100 миллиардов.
АРМЕНИЯ
Армения вступила в ВТО в 2003 году, став 145‑й страной в организации.
В период 2003-2008 годов рост ВВП страны в среднем ежегодно составлял 12%. Основными факторами роста стали внешнее финансирование, улучшение производительности труда, развитие строительного сектора и сектора услуг. Предоставление иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования способствовало привлечению прямых иностранных инвестиций. В декабре 2008 года их размер достиг 3,4 миллиарда долларов США.
По данным Национальной службы статистики Армении, в 2003‑2010 годах объем внешнеэкономической деятельности республики вырос более чем в 6,5 раз. Доля торговли в ВВП страны составляет около 45%, торговый дефицит — 25%. Экспортируются в основном цветные металлы (медь и молибден), драгоценные камни, металлы и полезные ископаемые. В 2008 году они составили почти две трети экспорта страны и чуть более 50% в 2009 году. Важными отраслями экономики являются также пищевая и химическая промышленности; около 70% ВВП производится в сфере услуг, хотя около половины населения занято в сельском хозяйстве. Импорт продовольственных товаров в несколько раз превышает экспорт.
Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из наиболее низких тарифов, используемых членами ВТО. Он составляет по ставке РНБ 2,7%. При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами и почти все остальные являются предметом 10%‑й пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5%, тогда как у стран с формирующейся экономикой Бразилии и Индии — 31,4% и 49% соответственно и у развитых стран Канады и США — 6,5% и 3,5% соответственно.
Во многих областях, в частности в торговле услугами, торговый режим более либеральный, чем зафиксированный в обязательствах, которые Армения приняла в процессе присоединения к ВТО. Армения взяла обязательства по 11 секторам услуг из 12 существующих с 97 позициями из 160 возможных.
По оценке Всемирной туристской организации, в Армении "превосходны" темпы роста в сфере туризма. Если в 2001 году Армению посетили всего 140‑150 тысяч туристов, то в 2011 году эта цифра составила около 750 тысяч.
Единственным протекционистским барьером, потребовавшим серьезных переговоров страны с ВТО, было отсутствие обложения сельхозпродукции НДС. В результате была достигнута договоренность о том, что с 2009 года Армения вводит налогообложение совместно с государственными субсидиями.
По мнению экспертов, остается актуальной проблема дискриминации товаров и услуг армянских производителей, возникают проблемы транзита грузов через территорию Грузии, по сравнению с другими странами (тариф на транзит армянских грузов почти на 50% выше тарифа для азербайджанских грузов). Высокие транспортные тарифы приводят к повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности армянских товаров на внешних рынках. Наблюдаются примеры дискриминации также на рынках ЕС и США цветочной продукции, минеральной и родниковой воды, рыбных товаров.
Армянские товары в большинстве случаев не могут конкурировать с более дешевыми и доступными товарами из Турции, Грузии и Азербайджана вследствие слишком больших транспортных расходов.
Тем не менее экспорт фруктов и овощей в страны ближнего зарубежья растет каждый год — в 2012 году он увеличился на 85% по сравнению с предыдущим годом.
Руководство республики ожидает активного выхода на мировой рынок субъектов малого и среднего предпринимательства в тех отраслях, которые не требуют больших расходов на транспортировку (сектор услуг, информационных технологий, пищевая и легкая промышленность). Их конкурентные преимущества складываются из дешевой рабочей силы и низких издержек.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников