Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Эксперты расходятся в оценках причин и последствий отдельных кадровых решений и перспектив отдельных чиновников и ведомств, но в одном их оценка текущей ситуации и прогнозы совпадают. Правительство Медведева ждет нелегкая жизнь: ему предстоит завершить болезненные для общества реформы: пенсионную, образования, здравоохранения, ЖКХ, МВД и другие. Уже невозможно откладывать доведение этих реформ до конца, и это станет для кабинета министров гораздо большим испытанием, чем коррупционные скандалы. А потому от новых ротаций в Белом доме, как принудительных, так и добровольных, не застрахован никто.
"Люди в правительстве должны понимать, что они находятся на вершине пирамиды, где даже чисто управленческие решения имеют политические последствия. Кадровые перестановки еще будут. А те, кто останется, будут работать, как роботы", – уверен председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Не 37-й год
Если отвлечься от эмоций, сопровождающих громкие коррупционные скандалы вокруг исполнительной власти, то чисто кадровые перестановки в правительстве не выглядят драматическими.
В конце сентября, после публичного выговора Владимира Путина, "заявление по собственному желанию" подал министр регионального развития Олег Говорун. 17 октября президент своим указом освободил его от должности. Эксперты сочли это "педагогической мерой" – в назидание другим министрам, а заявление об увольнении Говоруна – "эмоциональным и импульсивным решением". Ничто тогда не предвещало, что педагогика президента будет иметь продолжение.
Через неделю после этого в холдинге "Оборонсервис" прошли обыски, а еще через две недели, 6 ноября, Путин отправил в отставку министра обороны Анатолия Сердюкова.
9 ноября задержан по делу о хищении средств, выделенных на саммит АТЭС, Роман Панов, формально числящийся заместителем главы Минрегиона, но фактически уже утвержденный на должность председателя правительства Пермского края.
В тот же день, 9 ноября, МВД возбудило уголовное дело по фактам необоснованного расходования госсредств на развитие космической системы ГЛОНАСС в ОАО "Российские космические системы", то есть на предприятии Федерального космического агентства. Но отставки главы Роскосмоса Владимира Поповкина не последовало.
Таким образом, кадровые потери правительства, совпавшие с первой волной беспрецедентной по масштабам антикоррупционной кампании, довольно скромные. Один министр, уволившийся по собственному желанию, один отставленный, по словам Путина, из-за "сомнений в способности его, как министра, руководить процессами, связанными с собственностью", и один арестованный замминистра, к моменту ареста фактически уже покинувший правительство.
Явно не 37-й год, когда наркомов увольняли одного за другим и тут же расстреливали.
Еще меньше в схему репрессивных чисток укладываются кадровые перестановки во втором эшелоне правительства – вроде замены главы Росавтодора. Никто и не скрывает, что новые министры укрепляют свои ведомства проверенными по прежней работе или совместному бизнесу кадрами, с которыми им проще работать.
Но первые отставки состоялись, при этом уволен министр обороны, номенклатурная единица президента, а не премьера, и вопрос о том, насколько прочно положение в Белом доме каждого из пока остающихся там министров, повис в воздухе. Надолго ли?
Непопулярная повестка
"Можно сказать, что новое правительство почти сразу после взлета попало в зону турбулентности. Теперь все будет зависеть от того, насколько эффективно оно будет выполнять свою главную функцию – выполнение предвыборной программы президента", – считает Константин Костин.
"Проблема этого правительства в том, что его повестка объективно непопулярна. Ему предстоит довести до конца пенсионную реформу, сократить количество вузов, реформировать систему здравоохранения, довести тарифы ЖКХ до экономически обоснованных и так далее. Такая повестка исходно неприятна избирателям, причем не только Путина и Зюганова, но и Прохорова тоже. А разъедающая элиты коррупция на фоне усталости людей от ощущения тупиков лишь обостряет восприятие любого действия правительства, даже если оно будет на пользу делу или объективно вынужденное", – говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
По его мнению, власть будет смягчать проблему непопулярности правительства по принципу "мавр сделал свое дело – мавр может уходить".
"Пример Сердюкова показывает перспективу правительства. Он фактически провел реформу, и потребность в нем прошла. Тот же Ливанов, к примеру, сделает свое дело, сократит число вузов и тоже может превратиться в мавра", – считает Алексей Макаркин.
Открытость обществу
Другая опасность для членов правительства, особенно молодых, по мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, кроется в недооценке ими своей роли как публичных персон и переоценке своей роли "кулуарных топ-менеджеров".
"В последние годы чиновники высшего ранга привыкли считать себя техническими модераторами различных групповых интересов. С аппаратной точки зрения и точки зрения соблюдения личных интересов чиновника такая кулуарная модель управления была оптимальной. Сейчас им предлагается брать на себя ответственность за коммуникации с обществом. Как это делается, на собственных примерах показывают Шойгу, Колокольцев, Рогозин", – поясняет свою мысль Ремизов.
По его мнению, обществу необходимы диалог с исполнительной властью и зримые примеры ее ответственности, а те, кто уходит от этого, не вписываются в систему.
Политическая дисциплина
Медвежью услугу может оказать правительству и его подчеркнутая аполитичность, уверен заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин.
"Правительство Медведева сейчас становится объектом недовольства и критики не только со стороны традиционных противников премьера среди населения и в клановых группах элиты, но и более широкого круга. Против него недавние приверженцы из либеральной оппозиции. Якобы он обманул их ожидания, отказавшись баллотироваться на второй [президентский] срок", – говорит Алексей Зудин.
В такой ситуации отсутствие внятной политической окраски правительства и его привязки к представленным в Думе партиям порождает негативные эффекты, так как у членов правительства нет сдерживающего фактора в виде политической, партийной дисциплины, считает Зудин.
"Госуправление такого уровня не может не нести политической окраски, а многие управленческие решения имеют политические последствия. Чисто технократические объяснения тут не пройдут", – подчеркивает ту же мысль Константин Костин.
Крепкие нервы
Дмитрий Медведев уже заявил, что "нет ничего необычного и в том, что в правительство приходят (и уходят) люди – это происходит во всех странах, и в нашем правительстве это происходит". У одних, по его словам, "просто не выдерживают нервы, потому что это сложная работа". "А в других случаях это необходимо по соображениям обеспечения прозрачности, для того чтобы провести необходимое расследование и принять необходимые решения. Это тоже нормально абсолютно", – подчеркнул глава правительства.
Отвечая на вопрос об экс-министре Сердюкове, Владимир Путин фактически поддержал своего премьера: "Если он (Сердюков) куда-то захочет трудоустроиться, и его будут брать, не считаю, что мы должны препятствовать. Человек имеет право работать. У нас же не 37-й год".
Как отставка Анатолия Сердюкова поможет власти >>
Эксперты сходятся во мнении, что отставки в правительстве еще будут, но, скорее, порожденные спецификой его работы, а не внешними обстоятельствами.
"Министры не получили дополнительной политической самостоятельности, напротив, их политический вес снизился. Часть из них разочарована и тем, что их, оказывается, можно менять почти сразу после начала работы в новом кабинете. И к тому же пугают лишением заграничных активов. Драйва их работе это явно не прибавляет", – говорит президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
"Коридор полномочий у правительства Медведева де факто гораздо уже, чем простор для его критики", – согласен с этим политолог Дмитрий Орешкин.
"Кто-то уйдет, и в этом нет ничего страшного, жизнь на этом не кончается, Путин ясно дал понять, что отставка не означает политическую смерть. К тому же Путин не имеет обыкновения увольнять людей, пытается удержать их до последнего, как он сам призвался три года назад в своей авторской колонке", – напоминает Константин Костин.
В той авторской колонке в июньском номере журнала "Русский пионер" Владимир Путин написал: "Я глубоко убежден, что от постоянных перестановок лучше не будет. Ни делу, ни людям. Те, кого пересадили, всегда будут говорить: "Ну, нам теперь полгодика надо, чтобы осмотреться…".
"Уволить человека – серьезнейший вопрос, – писал он. – Иногда со стороны кажется, что человека надо просто метлой гнать. Но я вас уверяю, что это не всегда так. Ни в коем случае нельзя человека опорочить за глаза, нельзя уволить и выбросить вон только потому, что кто-то что-то тебе сказал про этого человека. Я слишком хорошо понимаю, что в таких случаях часто имеет место сложная политическая борьба. Кому-то, может, кажется, что в кого пальцем ни ткни, можно завести какое угодно дело… А потом смотришь – реальных материалов нет. А если нет, значит, человек невиновен. А если человек невиновен, пусть даже есть у него ошибки, это не значит, что его нужно выгнать и поставить на нем крест".
Мы не зря привели такую длинную цитату – согласитесь, сказанное Владимиром Путиным три года назад очень похоже на то, что он говорит сейчас про отставленного министра Сердюкова.
Разница только в том, что сегодня лишних полгода на вхождение в курс дела новых людей в правительстве у власти категорически нет, слишком напряжена ситуация в обществе.
Но даже при этом не стоит забывать, чем заканчивает свои кадровые откровения в той статье Путин. Он признается, что готов отойти от своего принципа, если человек, облеченный его доверием, вдруг возомнит, что на нем "боженька заснул".
"Чтобы сейчас работать в правительстве, нужно иметь очень крепкие нервы", – подводит итог Константин Костин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции