Рейтинг@Mail.ru
Ораторию Бориса Гребенщикова и Андрея Микиты исполнили в Москве - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Ораторию Бориса Гребенщикова и Андрея Микиты исполнили в Москве

© РИА Новости / Алексей Куденко | Перейти в медиабанкМузыкант Борис Гребенщиков в артистической уборной Московской Консерватории во время премьеры оратории "Семь песен о Боге"
Музыкант Борис Гребенщиков в артистической уборной Московской Консерватории во время премьеры оратории Семь песен о Боге
Читать ria.ru в
На суд публики ораторию представили Российский национальный оркестр, Патриарший хор Храма Христа Спасителя, Московский синодальный хор, Афонский хор "Филафоните", сопрано Наира Асатрян и тенор Станислав Мостовой.

МОСКВА, 21 ноя — РИА Новости, Елена Чишковская. Мировая премьера оратории "Семь песен о Боге", созданной на темы песен лидера группы "Аквариум" Бориса Гребенщикова, состоялась в Большом зале Московской консерватории. В академический формат композиции БГ с благословения церковных иерархов привел композитор Андрей Микита.

На суд публики ораторию представили Российский национальный оркестр, Патриарший хор Храма Христа Спасителя, Московский синодальный хор, Афонский хор "Филафоните", сопрано Наира Асатрян и тенор Станислав Мостовой. Музыкальным руководителем проекта выступил художественный руководитель Московского синодального хора Алексей Пузаков.

За несколько дней до концерта вокруг нового сочинения разгорелись страсти: были в очередной раз недовольны верующие, недоумевали поклонники самого БГ, с большой долей скепсиса ожидали события завсегдатаи филармонических залов. Однако, несмотря на пессимистические прогнозы, никакой нездоровой атмосферы в консерватории не было. Напротив, премьера, которую в первом отделении предварило выступление мужского Афонского хора, прошла наилучшим образом. Сам Борис Гребенщиков на нее приехал, но никто из широкой публики его так и не увидел: во время исполнения он сидел в ложе, скрытый портьерой, а на поклоны выходить легендарный музыкант, видимо, посчитал нескромным — ведь его участие в проекте сводилось к тому, что он просто дал разрешение использовать свои песни.

Основу оратории составили семь песен БГ: "Господу видней", "Обещанный день", "Серебро Господа моего", "Еще один день", "Сокол", "Дубровский" и "День радости". В тексты не было внесено ни одного изменения, а вот с их музыкальной составляющей Андрей Микита обошелся очень свободно, создав собственные версии для двух солистов, хора и симфонического оркестра, иногда очень далекие от оригинала, но зато максимально приближенные к лучшим образцам русской духовной музыки. Получилось это весьма гармонично: стихи не пострадали, а, наоборот, наполнились новыми объемными смыслами, органично соединившись с абсолютно другим музыкальным решением.

Все части шли без перерыва, образуя цикл продолжительностью в 70 минут. И хотя единого литературного сюжета в нем не было (в этом смысле сочинение оказалось все же ближе к жанру кантаты, а не оратории, в которой, как и в опере, сюжет обязателен), драматургическая идея читалась достаточно ясно. Автор убедительно провел слушателя через страдания и драматический поиск истины (песня "Еще один день" и ее ключевые слова "Есть повод прийти сюда еще раз") к философскому осмыслению ("Сокол") и финалу ("День радости" и заключительная фраза "Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы").

Выстроив драматургическое целое, Микита показал себя первоклассным стилистом и замечательным мастером оркестровки, соединив в своем творении черты хорового и оркестрового стиля Сергея Рахманинова, богатые краски позднеромантического оркестра (отсылки к опере "Сказание о невидимом граде Китеже и Деве Февронии" Римского-Корсакова были, думается, неслучайными), а также преувеличенную иллюстративность современной киномузыки. Так, в самом ярком номере — жанровой зарисовке "Дубровский" — автор воссоздал стиль военных маршей петровской эпохи, но сделал это столь блестяще и размашисто, что воображение рисовало скорее экранный образ грандиозной киноэпопеи о правлении Петра, а не возможные реалии XVIII столетия.

 

Под руководством Алексея Пузакова — музыканта трепетного и очень искреннего, всегда верящего в то, что он делает, и не допускающего никакой халатности — все коллективы и солисты, участвовавшие в исполнении, ощущали очень сильный эмоциональный подъем, который охватил вскоре и слушателей. Явно довольный тем, как прошла премьера, Пузаков решился даже на "бис", повторив номер, ставший в этот вечер абсолютным хитом — песню "Дубровский".

Микита родился в 1959 году в Ленинграде. Учился в Ленинградской и Московской государственных консерваториях. Сочинения Микиты исполнялись на фестивалях и в концертах во многих российских городах, а также за рубежом. Наравне с Романом Леденёвым Микита является основателем творческой группы "МОСТ" (Музыкальное объединение "Современная традиция") Союза московских композиторов. Работал в жюри конкурса религиозной музыки "Поющий ангел" (Москва, 2007). Андрей Микита — доцент кафедры компьютерной музыки РАМ имени Гнесиных, член правления Союза композиторов Москвы. Духовную хоровую музыку пишет с 1987 года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала