С уходом из жизни Бориса Стругацкого завершилась целая эпоха советской и российской фантастики. Об отечественных классиках социальной фантастики РИА Новости поговорили с известным исследователем творчества Стругацких, редактором официального сайта братьев Стругацких, одним из авторов интернетовской "Экстелопедии фэнтези и научной фантастики" Владимиром Борисовым. Беседовал Андрей Резниченко.
- Вы знали братьев Стругацких целую эпоху. Какими они были писателями, мы знаем. А какими они были людьми?
— Удивительно, но это были очень разные люди. Нет, внешне они, скорее, были похожи: оба выглядели довольно внушительно – рост под два метра, широки в плечах, вовсе не задохлики-очкарики, хотя оба и носили очки. А вот внутренне…
Ант Скаландис в своей монографии "Братья Стругацкие" на трех страницах насчитал 20 различий в том, как они относились к жизни. Пожалуй, основное отличие: Аркадий – душа общества, открытый нараспашку, у которого было не счесть друзей, от Высоцкого до Котеночкина, а Борис – себе на уме, любил одиночество и не очень-то подпускал к себе других. Но вот что их объединяло, наверное, важнее. Это, прежде всего, высокий интеллектуальный уровень, беседовать с ними было одно удовольствие, оба любили чеканные формулировки, отточенные фразы как в письменном, так и в устном виде. До конца оба не давали себе поблажки, работали, как могли.
Последние годы Борис Натанович чуть ли не половину времени проводил в больнице. Брал с собой ноутбук и оперативно отвечал на все письма. Только в оффлайн-интервью на "Русской фантастике" он с 1998 года ответил на 8620 вопросов! А ведь были еще многочисленные интервью в сетевых и бумажных изданиях, был журнал, в котором он вовсе не являлся "свадебным генералом", а реально читал все основные приходящие тексты. А еще ему приходилось читать все наиболее выдающиеся работы фантастов, потому что он единолично присуждал премию "Бронзовая улитка" и определял лонг-лист "АБС-премии".
- Насколько сегодня писатели Стругацкие востребованы в России и в мире?
— Судя по тому, что книги Стругацких регулярно переиздаются и не залеживаются на прилавках, они очень даже востребованы. Поскольку я библиограф, говорю об этом не понаслышке. Несколько десятков книг Стругацких выходит в России ежегодно. На днях я получил три большие посылки, в которых были книги братьев, отпечатанные шрифтом Брайля для слепых. Франц Роттенштайнер, литературный агент Стругацких за рубежом, регулярно присылает сообщения о новых и новых переводах и переизданиях их книг в самых разных странах. В США и Франции, Испании и Польше, Румынии и Китае… Опять же, десятки книг ежегодно.
"Рабочие гипотезы" братьев Стругацких о счастье, добре и зле >>
Любопытно, но в гостевую книгу на страничке АБС регулярно писали молодые люди о том, что они открыли для себя Стругацких, что им нравятся их герои, что их произведения заставляют думать. Наверное, это самое важное. Я же лично убежден, что многие книги братьев остаются актуальными для нашей страны и сейчас.
- От Стругацких всегда ждали книгу. Борис Натанович работал над чем-то новым? Если да, то когда мы увидим его работу?
— Я ничего не знаю об этом. На все вопросы о творческих задумках Борис Натанович в последнее время отвечал, что он ничего не пишет и даже желания писать у него нет. Увы.
- Что больше всего волновало Бориса Стругацкого в последние годы? Как писателя, как гражданина?
— Он внимательно следил за событиями в стране и регулярно делился своими впечатлениями. Подписывал обращения в защиту "униженных и оскорбленных", предупреждал об опасностях скатывания страны в пропасть тоталитаризма, не оставался равнодушным ни к чему.
Вот один из последних (ноябрьских!) его ответов в оффлайн-интервью на вопрос о том, что нас ждет:
"Видимо, нас ждет один из двух (неравновероятных!) вариантов. Либо в правящей элите возобладает понимание того, что единственный верный путь России – демократия, свободная экономика, Европа. Тогда – очередная перестройка и ветры перемен. Либо все пойдет, как идет, – тогда стагнация, превращение в страну Третьего мира (с ядерными ракетами наперевес), Азиопа, развал страны и какой-нибудь "сирийский вариант", включая ввод международных полицейских сил. Выбор надо делать в ближайшие 20 лет, потому что там висит над горизонтом еще энергетический кризис со всеми его прелестями".
Услышат ли его?
Одно из последних онлайн-интервью Бориса Стругацкого >>
- Жалел ли он о чем-либо сделанном однажды в жизни?
— Я не знаю. По привычке подумал: "Надо будет задать ему этот вопрос в рамках оффлайн-интервью". Я долго еще буду спотыкаться на такой мысли.
- Что будет с наследием Стругацких?
— Исследователи творчества братьев Стругацких не оставляют своих усилий по разбору и подготовке архивов АБС. Там есть, что изучать. Обширнейшая переписка. Неопубликованные переводы. Варианты рукописей. Если все это публиковать, наберется, я думаю, томов 30-40.
Но сейчас нужно выдохнуть. Реакция моих друзей — в основном, это люди, как-то связанные с фантастикой, — единодушна: мы осиротели!