Анна Курская, РИА Новости
Выбирая школу для своего ребенка, родители обычно стараются заранее выяснить, а кто в этой школе директор? Действительно, от профессиональных навыков и приоритетов первого лица в школе зависит очень многое. Однако сегодня большинству директоров российских школ редко удается уделять время своей главной обязанности — работе с учителями, и вряд ли в ближайшее время ситуация улучшится, считают эксперты.
Директор школы оказывает существенное влияние на все, что в ней происходит: какие учителя будут работать с детьми, какая атмосфера будет в классах и на переменах, чем дети будут заниматься после уроков. Не стоит говорить уже о том, что от личных качеств и красноречия директора в значительной степени зависит материальное и финансовое обеспечение школы.
Лучшие директора известны в своем городе не меньше, чем киноартисты, и часто их фамилии становятся брендом школы, своеобразным знаком качества для ее выпускников. Но что такое хороший директор? Можно ли судить о его работе лишь по баллам ЕГЭ его выпускников? И насколько вообще сегодня работа директора имеет отношение к решению образовательных задач школы?
Даже у специалистов не всегда есть ответы на эти вопросы. В эти дни, когда около 500 директоров со всей страны принимают участие во Всероссийском конкурсе «Директор школы», разговор об этой профессии становится особенно актуальным.
Скорее коммуникатор, чем наставник
Главная задача директора школы — создавать оптимальную среду для работы педагогов, заботиться об их мастерстве и профессиональном росте, рассказал РИА Новости профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.
«Образование — это командный вид спорта. Как взаимодействуют между собой учителя и взаимодействуют ли вообще? Насколько среди них высок уровень взаимного доверия, обмена информацией, взаимообучения? Если директору удается создать комфортную для педагогов среду, то они с детьми все сделают хорошо и правильно», — считает он.
Если же педагогический коллектив представляет собой набор талантливых одиночек, каждый из которых тянет в свою сторону, то это недостаток работы директора, полагает эксперт. Даже лучшие профессионалы не смогут продуктивно работать в агрессивной или недружественной среде, в ситуации взаимной незаинтересованности.
«Хороший директор школы работает с педагогами, а не ищет деньги на прохудившуюся крышу и не встречает проверки пожарных, — продолжает мысль коллеги доцент Института образования НИУ-ВШЭ, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием» Дмитрий Фишбейн. — К сожалению, в большинстве российских школ директор не имеет ни времени, ни возможности заниматься своими прямыми обязанностями».
Наверное, каждый директор школы может это подтвердить. Большую часть своего рабочего времени ему приходится тратить на разные формы общения с вышестоящими инстанциями, чтобы добыть необходимые для школы ресурсы. При этом сил и времени для создание пресловутой профессиональной среды у него практически не остается.
«Я вижу в этом достаточно серьезную проблему. В управленческих структурах сегодня существует парадигма о том, что директор — не педагог, а менеджер. В отношении школы это неправильно, потому что в этом случае у директора не будет никакого веса, авторитета у педагогов. Директор должен в первую очередь оставаться педагогом», — рассказала РИА Новости директор московской гимназии №1552 Оксана Авилова.
Новые сложности
Сегодняшняя реальность создает и другие препятствия для эффективной работы директора. Школы находятся в неравных условиях с точки зрения статуса, финансирования, материально-технической базы и контингента учащихся. Ответственность директора за то, что происходит в школе, сегодня очень высока, но руки у него нередко связаны.
«Директоров критикуют за несоблюдение СанПиНов или правил пожарной безопасности в школе. Они сами очень хорошо понимают обоснованность критики, но у них часто нет возможности исправить ситуацию. Директор не может увеличить количество или объем классных комнат. Это может сделать учредитель в лице муниципалитета — например, расширив здание за счет пристроек», — пояснил Дмитрий Фишбейн.
Новая проблема для директоров московских школ, возникшая в самое последнее время, — это кампания по слиянию учебных заведений.
Реальное, а не формальное, слияние — это очень тяжелое для школы обстоятельство, оно обязательно порождает в ней кризис, который может длиться несколько лет, и это будет очень тяжелое время как для директора объединенной школы, так и для всего коллектива, считает Константин Ушаков.
«Многое здесь будет зависеть от действий директора, от того, создаст ли он новую комфортную среду. Но это в любом случае очень небыстрый процесс. Два-три кризисных года московским школам гарантированы», — подчеркнул эксперт.
Битва за надбавки
Надо отметить, что атмосфера в школах стала непростой еще и до слияния. За последние несколько лет учителя по всей стране постепенно перешли на так называемую новую систему оплаты труда (НСОТ). Ее наиболее распространенный вариант предусматривает выплату «стимулирующих» надбавок к окладу за индивидуальный успех педагога — за участие и победу его учеников в школьных олимпиадах, за число проведенных мероприятий и многое другое.
На первый взгляд, «стимулирующие надбавки» должны были мотивировать педагогов работать с большей отдачей. Однако новая система создала достаточно опасную и даже разрушительную ситуацию в школах, считают некоторые эксперты.
«Во всех школах, которые я видела (а я достаточно много езжу), введение стимулирующих надбавок вызывало напряжение в педагогических коллективах. Это естественно и по-человечески понятно. Хотя в целом новая система оплаты труда достаточно здравая», — отметила Оксана Авилова.
Дело в том, что НСОТ поощряет индивидуальный успех учителя, а не за групповой. Из-за этого в школах возникает конкуренция между педагогами, нарушаются их сотрудничество и взаимодействие, начинается борьба за учеников.
«Способный ученик, который может участвовать в олимпиаде по физике, почти всегда готов и к олимпиаде по математике, — пояснил Константин Ушаков. — И если я — учитель физики, а вы — учитель математики, мы с вами начинаем рвать этого ребенка на части, потому что он может принести одному из нас много баллов».
В этой ситуации особенно возросла роль директора как руководителя коллектива, которому приходится сглаживать противоречия и решать конфликты, неизбежно возникающие между учителями.
«Хороший директор» — что это значит?
И все-таки, несмотря на все перечисленные проблемы и обстоятельства, в российских школах есть директора, которые в состоянии эффективно работать и обеспечивать высокий уровень обучения детей.
Кто эти люди? Какого директора школы следует считать хорошим, успешным? Универсального ответа на этот вопрос не существует, но можно сформулировать несколько самых общих критериев.
Очевидно, что судить о деятельности директора следует по результатам работы школы, то есть по качеству образования детей, которое принято оценивать по средним баллам ЕГЭ или ГИА учеников. Но судить только по средним баллам об эффективности работы директора школы нельзя, полагают эксперты.
Вполне понятно, что в школе, которая находится в центре Москвы, учится один контингент учеников, а в школе из далекого села с очень сложными социальными условиями — другой. И средний балл ЕГЭ выпускников в этих школах будет разным, что бы ни делали директора этих учебных заведений. Поэтому сравнивать их работу с точки зрения результатов ЕГЭ бессмысленно, уверен Дмитрий Фишбейн.
«Я согласен с тем, что надо связать результат работы директора с результатом работы школы, но только оценивать последний нужно более комплексно. Стоит учитывать не абсолютные баллы ЕГЭ, а изменение этих баллов у конкретной школы год от года. Если в прошлом году у нас по математике получился средний балл ЕГЭ 70, а в этом году — уже 75, то такое сравнение имеет смысл», — подчеркнул он.
Вторым критерием эффективности работы директора, с его точки зрения, могла бы стать степень удовлетворенности клиентов образовательного учреждения — родителей и учеников, с одной стороны, и учредителя в лице муниципального органа управления образованием, с другой.
Новый закон вряд ли упростит жизнь директорам
Сегодня в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект об образовании. По-видимому, от документа, который прошел такое масштабное общественное обсуждение, можно было бы ожидать, что он создаст те условия, которые помогут директорам школ и педагогам сконцентрироваться на обучении школьников. Однако у специалистов есть в этом сомнения.
В своем нынешнем виде законопроект фиксирует, что школы получат статус «образовательной организации», а это изменение, важное, идеологическое, считает главный редактор «Журнала руководителя управления образованием».
«Если к школе будут подходить как к любой организации, пусть даже как к некоммерческой, то это наложит на директора еще большую ответственность за организацию учебного процесса. Ему придется в первую очередь заботиться о бюджете и других внешних, материальных условиях работы школы, а не о содержании образовательной деятельности», — подчеркнул эксперт.
По-видимому, условия для работы директора школы в ближайшее время не станут более легкими. Ему придется, как и прежде, балансировать между своими прямыми и непрямыми обязанностями, чтобы обеспечить нашим детям достойное образование.