Рейтинг@Mail.ru
Юрченко: Новосибирск готов стать центром евразийского сотрудничества - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Юрченко: Новосибирск готов стать центром евразийского сотрудничества

© РИА Новости / Дмитрий МихалевГубернатор Новосибирской области Василий Юрченко
Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко
Читать ria.ru в
Дзен
У властей Новосибирской области амбициозные планы - в перспективе регион готов играть одну из ключевых ролей в процессе создания Евразийского экономического союза, здесь будет создан федеральный исследовательский центр, новосибирская агломерация. О том, как планируется воплощать эти планы в жизнь, в интервью РИА Новости рассказал губернатор Новосибирской области Василий Юрченко.

У властей Новосибирской области амбициозные планы — в перспективе регион готов играть одну из ключевых ролей в процессе создания Евразийского экономического союза, здесь будет создан федеральный исследовательский центр, новосибирская агломерация. О том, как планируется воплощать эти планы в жизнь, в интервью РИА Новости рассказал губернатор Новосибирской области Василий Юрченко.

- Василий Алексеевич, вы говорили о том, что Новосибирск претендует на роль одной из опорных точек будущего Евразийского экономического союза. В чем конкретно эта роль будет заключаться?

— C учетом географического положения, экономического, научно-образовательного и культурного потенциала Новосибирск мог бы выполнять функцию междисциплинарной площадки по организации Евразийского сотрудничества. В частности, в регионе могли бы разместиться исполнительные органы Евразийского союза. Новосибирск готов проводить всевозможные мероприятия — от выставок разной направленности до межгосударственных встреч, переговоров и прочего.

Я обсуждал эту идею и с руководителем администрации президента Сергеем Ивановым и с главой коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко. В принципе, все соглашаются, что сегодня действительно необходима площадка с хорошей логистикой, которая была бы примерно равноудалена от столиц. Конечно же, это будет выгодно и для региона, даст новый импульс развитию экономики, раскроет уникальные возможности, потенциал нашей территории.

- Каким будет следующий шаг в реализации этой концепции?

Вопрос очень сложный. Прекрасно понимаем, что для проведения очень масштабных мероприятий мы пока еще не готовы. И если правительством РФ и другими государствами наши планы будут восприняты позитивно, то тогда нам нужно будет подтягивать инфраструктуру под планируемые мероприятия.

Сейчас важно получить максимальное одобрение, поддержку наших планов, затем представить конкретный план действий и при этом делать уже что-то самим. Кстати, я обсуждал эту идею с казахстанскими коллегами на форуме приграничных регионов Казахстана и России в сентябре 2012 года. Воспринимается очень хорошо. Но это вопрос не одного месяца и даже не одного года. Сейчас мы своими различными мероприятиями как раз говорим о том, что "мы способны, мы можем" и готовы еще усиливать наши позиции, выходить на более масштабный уровень.

- Расскажите, на какой стадии находится процесс создания новосибирской агломерации?

— Уже подписан план совместных действий — соглашение между территориями, которые предполагается включить в новосибирскую агломерацию. Напомню, что агломерация не подразумевает создание единого органа местного самоуправления, а позволит выработать и утвердить единые правила, условия, законы для ведения финансово-хозяйственной деятельности, создания комфортных условий для населения.

По предварительным данным, площадь агломерации составит 18,2 тыс. кв. км, численность населения агломерации — 1,9 млн человек. В агломерацию войдет Новосибирск и территория примерно в полуторачасовой доступности от города.

Более точные параметры агломерации можно будет назвать после разработки схемы территориального планирования. Ее создание позволит не только уточнить границы агломерации, но и откорректировать планы и стратегии муниципалитетов по социально-экономическому развитию. В ноябре будут подведены итоги конкурса по выбору исполнителя разработки этого документа.

- Какие преимущества даст региону создание агломерации?

— На этой территории высокая концентрация населения и здесь, конечно же, главная задача – повышение качества жизни большого количества людей. Кроме того, сегодня в каждом муниципальном образовании установлены свои правила ведения экономической деятельности, и сейчас это не дает нужного эффекта.

Предполагается, что агломерация повысит инвестиционную привлекательность территории, рациональность использования всех ресурсов, позволит более оперативно решать транспортные, экологические и другие градостроительные задачи.

Агломерация должна исключить ситуации, при которых муниципальные образования, решая такие вопросы, как, например, развитие энергетических сетей или полигоны утилизации бытовых отходов, слабо учитывают при этом интересы соседних территорий.

- В какой стадии работа над проектом федерального центра исследований и разработок, идею создания которого поручил проработать президент РФ Владимир Путин?

— Да, действительно, нам совместно с Минэкономразвития, Минобрнауки, Минкомсвязи РФ до 31 декабря 2012 года поручено подготовить и представить для рассмотрения в правительство РФ предложения по созданию в Новосибирской области Центра образования, исследований и разработок. Центр будет создан на основе взаимодействия научно-исследовательских и образовательных учреждений и инфраструктурных центров инновационной деятельности (СО РАН, СО РАМН, университетов, технопарков и других).

Я провел уже несколько заседаний рабочей группы, в состав которой входят представители федеральных министерств, ученые, ректоры вузов, инноваторы, члены правительства области и мэрии Новосибирска. Определены цели, задачи создания этого Центра образования, исследований и разработок, его формат. Сегодня мы уже практически вышли на проект постановления правительства РФ, который и должны представить в этом году. В декабре мы внесем его в правительство РФ, будем защищать и ждать решения. Это наш общий проект, который однозначно усилит конкурентные преимущества в сфере науки и образования, позволит коммерциализировать уже имеющиеся разработки ученых. Не только Новосибирской области, всей страны. Концепция подразумевает развитие современной инфраструктуры для образования, в том числе создание студенческого кампуса, который сегодня уже поддержан Минобразования РФ. Проект также предполагает создание в центральной части города еще одной точки, филиала Академпарка (новосибирского технопарка) и ряд других новаций.

- Область готовит какие-то предложения Минобразования РФ, касающиеся региональных вузов?

— Да, мы готовим предложения, и понимание у нас есть. Сегодня прошли времена, когда государство, мягко сказать, мало внимания уделяло качественным показателям работы вузов. Некоторым, наверное, сегодня обидно слышать, что они неэффективны. Но это же не чье-то личное мнение, а проведен анализ на основе определенных критериев, показано реальное состояние дел. Нужно задуматься, о том, что сегодня большое количество вузов вообще не соответствует критериям высшего учебного заведения. Они выдают дипломы, но не дают знаний. Ректоры это тоже слышали неоднократно, но посчитали, что это не про них. Хотя все четко укладывается в принятие решений по эффективному использованию ресурсов. Некоторые привыкли получать деньги из федерального бюджета, но при этом работать "как получится", однако, получая государственные деньги, нужно показать их эффективное использование.

- То есть региональные власти будут активно участвовать в деятельности вузов?

— Да. Мне импонирует то, что новый министр и Минобрнауки РФ в целом приняли ряд решений, согласно которым регионы участвуют в оценке эффективности вузов, в согласовании ректоров вузов, выработке концепции и определении потребностей в подготовке тех или иных специалистов. Это не значит, что мы начинаем говорить на равных по вопросам высшего образования, но, по крайней мере, на одном языке.

- Много лет идут разговоры о строительстве метро, говорят о возможности государственно-частного партнерства. Насколько реальны планы?

— Масштабного метростроения в Новосибирске не велось с конца 1980-х годов. Метрополитен же, как общественный вид транспорта, доказал свою эффективность, востребованность, комфортность. Поэтому я пытаюсь найти решение, которое изменит динамику строительства и ввода новых станций. Метрополитен должен развиваться быстрее. Для этого мы будем принимать решения и создавать преференции для самого новосибирского метрополитена, как эксплуатирующей организации. В частности, с 2013 года налог на технологическое имущество метрополитена, который идет в областной бюджет, будет нулевым, будут и другие решения. Это позволит более высокими темпами обновлять подвижной состав.

Но самое главное – это строительство новых станций и перегонов. Проведены встречи с рядом компаний, где мы говорили о завершении Дзержинской линии со строительством метродепо, которое сегодня крайне необходимо. Такая модель как концессия при строительстве метро в нашем городе невозможна. Я веду переговоры, чтобы найти такую форму финансирования проекта, при которой строительство метро будут осуществлять органы власти. То есть мы хотим построить новые станции сегодня, а рассчитаться в определенном периоде, не очень при этом перегружая бюджет. Сейчас завершается работа по корректировке проекта Дзержинской линии, прохождение экспертизы и подготовки документации для строительства…

- В какие сроки планируется развернуть масштабное строительство? И если можно, все-таки, более подробно расскажите про модель финансирования.

— По докладу муниципалитета, в конце года должна уже быть пройдена экспертиза проекта. У меня есть понимание по разработке модели финансирования. Скорее всего, это будет облигационный займ с использованием "длинных" денег. Есть фонды с такими деньгами, которым интересен проект. Буквально недавно я встречался с представителем одного из них. Договорились, что в течение двух недель я проведу рабочее совещание с представителями фонда и нашими специалистами, финансистами для того, чтобы рассмотреть модель инфраструктурного облигационного займа. Думаю, что реально весной 2013 года начать и где-то в 2015 году завершить строительство линии, а в 2015-2016 годах метродепо. При этом к проекту проявляют интерес иностранные компании, например, из Германии, Франции, Чехии.

- Расскажите о реализации проекта промышленно-логистического парка (ПЛП). Все идет по плану или, может, происходит какая-то перезагрузка?

— Нет, идет планомерная работа по реализации этого важнейшего проекта. В настоящее время выполнена первая очередь инфраструктуры. К слову, идея создания ПЛП была высказана еще в 2005 году, но конкретные решения принимались долго в надежде на то, что земельная рента создаст условия, на которые придут все инвесторы и настроят там заводы и фабрики. Но время показала, что просто земельный участок, без инфраструктуры инвестору не интересен. По сути, реальная, активная реализация проекта ПЛП ведется в последние два года. Уже построено более 7 километров железнодорожных путей, завершается строительство сортировочной станции и подъездных путей к площадкам резидентов, протяженностью около 4 километров. Кроме того, построено 3 километра автомобильной дороги с высокопрочным бетонным покрытием.

Не менее важное значение имеют и объекты газо-, электро- и теплоснабжения. Для обеспечения потребностей резидентов уже сдано в эксплуатацию 17,5 километра воздушных линий электропередач, построено 7,9 километра газопровода и тепло-электростанция мощностью 3,375 МВт. Это позволит обеспечить необходимыми мощностями действующие предприятия. Сейчас ведется строительство второй очереди инфраструктуры ПЛП, наращивание имеющихся мощностей. К примеру, 20 МВт энергомощностей уже введено и 15 МВт в стадии введения.
На протяжении всего этого года велась очень активная работа как с существующими, так и с потенциальными резидентами парка, и сейчас на разных стадиях реализации находится 21 инвестиционный проект. Восемь из них – это проекты резидентов парка: ООО "Лиотех", ЗАО "Логопарк Толмачево", ЗАО "РОСА", ООО "Сладомир Логистик Групп", ЗАО "Завод тарных изделий", ЗАО "Хладокомбинат Западный", ФГУП "Почта России", и компания по переработке метала ООО "Метал-Сервис-Центр-Новосибирск". По шести проектам ведется подготовка инвестиционных соглашений и договоров аренды. С остальными компаниями идет работа по согласованию земельных участков и инфраструктуры. 

У промышленно-логистического парка достаточно большой список потенциальных резидентов, с которыми ведется предварительная работа по согласованию условий размещения. Например, готовится к подписанию инвестиционное соглашение с компанией ЗАО "Техстрой", которая планирует открыть завод по производству полиэтиленовых труб на территории ПЛП. Ведутся переговоры с рядом других, в том числе международных компаний.

- То есть выбранная модель развития ПЛП показывает эффективность?

— Да, хотя сегодня, конечно же, резидентов в промышленно-логистическом парке и рабочих мест не так много. Но это дело времени. Власть показала, что вкладывает деньги в инфраструктуру и создает условия. Бизнес приходит и начинает реализовывать проекты.

- В этом году было объявлено об открытии в Новосибирске ресторанов сети McDonald’s. Каковы конкретные планы и сроки?

— Присутствие компании McDonald’s в регионе – это входной билет для бизнеса и показатель, что на этой территории все с ведением бизнеса если не идеально, то точно соответствует стандартам. Поэтому считаю это принципиальным и очень важным для имиджа региона. Нравится или нет такая пища – вопрос второй, каждый пусть решает сам. Сейчас задача – оперативно подобрать (и компания занимается этим) выгодные удобные места с хорошим потоком людей. В России пока нет примера, когда за один год строилось больше пяти точек компании. Поэтому считаю, что будет хорошим показателем работы всех органов власти – и областной и муниципальной – за 2013 год организовать десять таких точек в Новосибирской области. Такая задача стоит.

Пока, к сожалению, она реализуется не в тех темпах, в которых могла бы реализоваться: вижу сопротивление, противоборство некоторых наших служб. Буквально недавно рассмотрел этот вопрос с мэрией Новосибирска, указал на вещи, касающиеся подбора площадок, которые или саботировались службами или выполнялись очень непрофессионально.

- В январе в Новосибирске пройдет всемирный форум снега. Для чего он региону, и каких результатов ожидаете?

— Эта тема касается очень больших территорий. Много стран, где актуальна работа всех служб жизнеобеспечения при отрицательных температурах, снеге, холоде. Событие будет включать в себя три базовых направления: снег и экология, снег и город, снег и спорт. Планируем, что уровень экспертов будет очень высоким. Например, интерес к участию в форуме выразила Организация объединенных наций.

- Планируется сделать этот форум ежегодным?

— Ну, если первый блин не получится комом… Конечно же, сразу мы закладывали в идеологию форума то, что он должен быть регулярным, а каждый год или раз в два года – не знаю. Это покажет само событие. Но то, что он должен быть регулярным, не вызывает у нас сомнений.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала