Федеральная антимонопольная служба проводит масштабный мониторинг цен на авиабилеты в России и сравнит их с ценами за рубежом. К авиакомпаниям, завышающими цены внутри страны, ведомство обещает принять меры. О работе ФАС по подготовке всеобъемлющего анализа цен на сопоставимых маршрутах, а также о других мерах развития конкуренции в авиации рассказал заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин в интервью корреспонденту агентства "Прайм" Елене Малышевой.
"Мы сейчас завершаем работу по мониторингу цен на рынке авиаперевозок. Наша задача - сделать серию сопоставимых маршрутов на разные дальности, к примеру, 500 километров, 1000 километров, 3000 километров и более протяженные", - сказал Голомолзин. Речь идет пока об анализе цен на маршрутах регулярного сообщения, хотя он не исключил, что впоследствии мониторинг охватит и чартерные перевозки. "Для нас это является информационной базой для применения возможных мер антимонопольного воздействия", - подчеркнул чиновник.
Объять необъятное
По словам Голомолзина, мониторинг будет максимально широким. ФАС намерена сравнивать маршруты, сопоставимые по условиям перевозки, и внутри России, и между странами СНГ, а также маршруты из СНГ в третьи страны и даже маршруты в третьих странах, выполняемые российскими авиакомпаниями. По результатам этой работы будет легко выявить случаи несправедливого завышения цен на билеты в нашей стране, отметил замглавы ФАС.
"Мы считаем, что не могут цены в России существенным образом отличаться от цен, которые авиакомпании применяют в других странах", - подчеркнул он.
Информационная база, составленная по результатам мониторинга, добавил чиновник, будет опубликована на сайте ФАС для всеобщего сведения. Пассажиры с ее помощью смогут сделать выбор в пользу той или иной авиакомпании, рассчитывает Голомолзин, а авиакомпании получат ориентиры по их тарифной политике.
Система продаж
Впрочем, сами по себе цены на авиабилеты - далеко не единственная проблема в сфере авиаперевозок, привлекающая внимание ФАС. Антимонопольный орган в целом не устраивает принятая в нашей стране система продаж авиабилетов, которая, по словам замглавы ведомства, похожа на "черный ящик".
"Часто бывает, что бизнес-класс свободен, но при этом цена неприемлемо высока. Казалось бы, система управления продаж должна реагировать на такую ситуацию снижением цены, но компании этого не делают", - заметил он.
Голомолзин напомнил, что в существующей системе билеты, продающиеся заранее, дешевле тех, что приобретаются ближе к дате вылета. "Но при этом, скажем, нет такого механизма, как по горящей путевке, чтобы в последний день при незагруженном самолете снижались цены на билет", - отметил он.
Все эти вопросы, добавил он, станут предметом обсуждения на заседаниях экспертного совета при ФАС, чтобы найти подходы к реформированию существующего порядка. "Мы полагаем, что это экономически неэффективно и необоснованно, но авиакомпании говорят, что это общеиспользуемая в мире система управления продажами", - сказал Голомолзин.
Рассадка по местам
Еще один вопрос, интересующий российских антимонопольщиков, - непрозрачная система информирования пассажиров об услугах, которые они приобретают, купив авиабилет. "Пассажиры в билете видят соответствующие шифры латинскими буквами, но не понимают, что за этим стоит", - пояснил он.
Например, по словам Голомолзина, только по экономическому классу могут применяться 13 различных категорий обслуживания и бронирования, а также 17 различных категорий тарифов. В этом контексте, отметил он, есть очень большие сомнения, что пассажиры понимают, какую услугу они приобретают, в какой мере эта услуга соответствует стоимости.
"Кроме того, приобретая билет, пассажир не понимает, куда он попадет - в конец салона, в начало салона, около прохода или у окна, какое получит питание", - отметил замглавы ФАС.
Ценность подобных различий, по его словам, может восприниматься пассажирами по-разному, поэтому может быть введена дифференциация на услуги в одном и том же классе. Однако при этом, подчеркнул он, пассажир должен быть обо всем заблаговременно проинформирован.
Сейчас, по словам Голомолзина, информация предоставляется перевозчиками скупо. Детализация даже на сайтах дается либо усеченно, либо на английском языке. "Необходимо сделать эту систему взаимоотношений между пассажирами и авиакомпаниями абсолютно понятной и прозрачной", - убежден Голомолзин.
ФАС полагает, что многие из этих вопросов урегулированы международными документами, правилами. Проблема лишь в том, что они в явном виде не применяются российскими авиакомпаниями.
Эффект либерализации
Несмотря на сохраняющиеся проблемы, отметил замглавы ФАС, уже сегодня виден результат даже частичной реализации антимонопольных мер в авиации на пространстве СНГ. "Объем перевозок пассажиров в СНГ за последние три года вырос более чем в два раза. Таких темпов роста авиация в СНГ не знала никогда", - отметил он. По словам Голомолзина, ситуация улучшилась кардинально: в 2010 году прирост составил 23%, в 2011-м - 46%.
"Мы ожидаем, что в 2012 году рост (перевозок в СНГ) составит примерно 25%, может, чуть больше", - сказал он.
Основной прирост, подчеркнул Голомолзин, ведомство отмечает между странами, которые имеют наиболее либеральный режим соглашений по авиации, например, между РФ и Украиной. "Наши страны стали главными двигателями роста авиаперевозок в СНГ. Мы хотим этот опыт развивать и использовать", - сказал он.