МОСКВА, 19 ноя — РИА Новости. Успешный прокат документального кино в России возможен при условии организации грамотной раскрутки фильма и активной работы с кинотеатрами по всей стране, к такому выводу пришли участники прошедшей в понедельник в мультимедийном центре РИА Новости дискуссии "Прокат документального кино в России. Утопия или реальность?", организованной Центром документального кино DOC.
Формальным поводом для организации дискуссии стал совместный проект ЦДК DOC и кинопрокатной компании Utopia Pictures по дистрибуции документальных фильмов в России. В рамках этого сотрудничества 22 ноября на российские экраны выходит документальный триллер "Самозванец", успевший завоевать множество престижных фестивальных наград и успешно вышедший в прокат в США и Великобритании.
"Самозванец" будет показан в 26 кинотеатрах в Москве и в других крупных городах России. Мы будем наблюдать за тем, как будет проходить прокат", — сообщил в ходе дискуссии директор прокатной компании Utopia Pictures Максим Кузьмин.
Он также подчеркнул, что, если в московских кинотеатрах еще есть понимание важности показа документального кино, то "в других городах тотальное недоверие к жанру".
Между тем, по мнению всех участников дискуссии, сейчас в обществе интерес к документальному кино возрастает.
"Многие зрители пока все еще считают, что документальное кино — это скучно. И мы видели много фильмов, которые, к сожалению, соответствуют этому. Но с другой стороны, есть интерес к современному документальному кино, которое может быть интересным и динамичным. Возможно, открытие Центра документального кино DOC приведет к тому, что документальное кино будет интересно большему количеству зрителей", — отметила генеральный директор ГБУК "Московское кино" Василиса Орестова.
Представители кинотеатров "Пионер" и 35mm в качестве примеров успешных докфильмов привели картину Романа Либерова "Написано Сергеем Довлатовым".
"Этот фильм посмотрели 10 тысяч зрителей по всей России. Роман сам ездит по кинотеатрам, беседует, внимательно следит за тем, чтобы фильм не появился в сети", — подчеркнула арт-директор кинотеатра 35mm Надежда Котова.
По мнению президента компании "Кино без границ" Сэма Клебанова, сейчас прокат российских докфильмов осуществляется в основном самим режиссером или продюсером, так как дистрибьюторам невыгодно работать с отечественными картинами документального жанра.
"Российским дистрибьюторам невыгодно брать в прокат российское кино, так как когда мы покупаем зарубежные фильмы на международных кинорынках, мы имеем 100% доходов от продажи картины и российским кинотеатрам, и DVD-прокатчикам. А если мы покупаем фильм у российских продюсеров, то получаем только 20% от кинотеатрального проката и все", — подчеркнул Клебанов.
По его подсчетам, докфильм в среднем зарабатывает 15-30 тысяч долларов, что при учете стопроцентной выручки может стать основой для работы дистрибьюторской компании. В то время как 3-5 тысяч долларов (20% прибыли в случае российского кино) не представляют для прокатчика реальной выгоды.
По мнению директора кинотеатра "Пионер" Мэри Назари, важно не столько количество и время показа фильма, сколько продолжительность нахождения картины в расписании кинотеатров. Оптимально, на взгляд многих участников дискуссии, показывать фильм на протяжении 2-3 месяцев. Пусть и не каждый день.
Кроме того, участники дискуссии сошлись во мнении, что хотя бы в столице нужно создать 2-3 кинотеатра, где будут показывать исключительно документальное кино. Руководитель ЦДК DОС Софья Гудкова отметила, что такой кинотеатр будет создан в Москве в 2013 году.
Помимо кинотеатрального проката важную роль в формировании интереса к современному документальному кино может сыграть и телевидение.
Так, например, по словам программного директора Beat Film Festival Кирилла Сорокина, после фестиваля желание приобрести права для ТВ-показа 80% показанных на смотре работ выразил Первый канал. Растет и аудитория канала 24 doc. По словам его главного редактора Натальи Смирновой, среднемесячный охват телеканала составляет 3,5 миллиона человек.
Тем не менее, прокатчикам не стоит забывать и об организации грамотного продвижения картин, интерес к которым явно повышает фестивальная история или успешный прокат за рубежом. Возможно, именно картины "Самозванец" и уже показанный на различных кинофестивалях проект "Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся", который в следующем месяце планирует выпустить в прокат компания "Кино без границ", дадут старт успешным прокатным историям документального кино в России.