МОСКВА, 17 ноя — Прайм. Особой срочности в принятии закона о бюджетном правиле в осеннюю сессию Госдумы нет, документ может быть принят и в следующем году, сообщил журналистам председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в субботу после заседания комитета.
"То, что правило нужно принимать, — да. Хотя я не считаю, что это вопрос актуальности сейчас стоит, что надо его принимать в эту сессию. Можем в эту сессию его принять, можем в январе. Но это уже важно как ограничитель для формирования следующего бюджета", — сказал депутат.
Макаров не исключил возможности внесения изменений в бюджетное правило в части нормативной величины Резервного фонда. Согласно законопроекту, принятому в первом чтении, сверх лимита на уровне 7% ВВП средства из Резервного фонда направляются на инфраструктурные проекты и в Фонд национального благосостояния в соотношении 50 на 50.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Ранее Минэкономразвития предлагало снизить эту планку до 5%. Однако это предложение не нашло поддержки в Минфине во время рассмотрения законопроекта в первом чтении.
Первое чтение
Законопроект был принят в первом чтении 6 июля. Согласно документу, расходы федерального бюджета будут рассчитываться исходя из базовой цены на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением этого периода на один год до достижения десяти лет.
Новое "бюджетное правило" устанавливает порядок использования нефтегазовых доходов с 2013 года и предусматривает страховку от закладывания в бюджет слишком высокой базовой цены. Эта мера должна снизить зависимость российского бюджета от колебаний цен на энергоносители и позволит России вновь начать накапливать резервы. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, средств для перераспределения в суверенные фонды в случае нового пика кризиса может и не остаться, и "бюджетное правило" станет невыполнимым.
Что касается механизма использования нефтегазовых доходов, то если фактическая цена на нефть превышает базовую, то дополнительные доходы будут направляться в Резервный фонд или на замещение источников финансирования дефицита федерального бюджета. Решение о таком перераспределении должно будет принимать правительство страны.
Если фактическая цена окажется ниже базовой, то, наоборот, средства Резервного фонда будут направляться на покрытие дефицита федерального бюджета.
При достижении нормативной величины Резервного фонда в размере 7% ВВП дополнительные нефтегазовые доходы можно будет направлять в ФНБ или на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов, но в объеме не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов.
Кроме того, в целях увеличения доходной части федерального бюджета законопроект продлевает до 1 января 2016 года действие нормы о перечислении 75% прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и сборов, в федеральный бюджет. Соответствующие поправки вносятся в статью 26 федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Согласно действующему закону, данная норма действует до 1 января 2015 года.