МОСКВА, 16 ноя - РИА Новости, Мария Токмашева, Светлана Вовк. Не стало Ильи Олейникова, опустел "Городок". В этот раз популярный комедийный актер и создатель юмористической передачи заставил своих поклонников плакать. Проститься с артистом в питерский Театр эстрады пришли тысячи людей. Московский цирк на проспекте Вернадского обрел нового директора - в ближайшие месяцы Эдгарду Запашному предстоит разбираться, что и в каком состоянии досталось ему в управление.
"Городок" без Олейникова
В минувшее воскресенье, 11 ноября, не стало Ильи Олейникова, актера, создателя одной из самых долгоиграющих телевизионных программ - "Городок". Он родился в 1947 году в Кишиневе, с раннего детства занимался скрипкой и аккордеоном, играл на рояле. В 1969 году окончил отделение клоунады, речевых и музыкально-эксцентрических жанров УЦЭИ - Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства. Во время учебы работал артистом разговорного жанра в Москонцерте, затем отслужил в армии, поработал в оркестре Саульского "ВИА-66", а в 1974 году пришел работать в Ленконцерт.
"Городской" житель Илья Олейников >>
Признание к Олейникову пришло уже в зрелом возрасте. Несмотря на то, что еще в 80-е годы он играл вместе с актером Романом Казаковым и артистом Владимиром Винокуром в эстрадном спектакле "Нет лишнего билетика?", настоящий рассвет его актерской карьеры начался только в 90-е, когда он вместе с Юрием Стояновым создал развлекательную программу "Городок", которая очень быстро стала популярной. Разыгрывая вдвоем разные анекдоты, Стоянов и Олейников всегда демонстрировали зрителям юмор качественный, тонко подмечающий быт и нравы простого русского народа. Милиционеры и домохозяйки, бомжи и профессора, любящие выпить пройдохи и стойкие трезвенники-язвенники. Количество образов, которые примерили на себя создатели "Городка" за почти 20 лет существования программы, не поддается счету. В них зрители узнавали себя, своих родственников, друзей и соседей. Наверное, это и способствовало успеху передачи, которую зрители смотрели уже и в 2000-е, когда ТВ-эфир заполнили другие - самые разные юмористические проекты.
Илья Олейников. Девяносто процентов узнают в нем себя >>
Помимо "Городка" Олейников играл в кино. Среди его работ - Киса Воробьянинов в "Двенадцати стульях" Максима Паперника, финдиректор Римский в "Мастере и Маргарите" Владимира Бортко и еще множество других ролей.
Финдиректор Римский и другие кинороли Ильи Олейникова. Видео >>
В середине 2000-х Олейников загорелся идеей сделать мюзикл. Сам написал сценарий, вложил собственные деньги и поставил в 2008 году мюзикл "Пророк".
"Он невероятный эстрадник, у него было потрясающее чувство репризы - того юмора, который ищешь годами и не можешь найти. Любую миниатюру, любой текст он мог сделать улыбчивым. Он работал в сторону улыбки", - вспоминает Олейникова главный режиссер "Петербург-концерта" (ранее - Ленконцерт) Николай Дуксин.
Прощание с актером прошло в среду в питерском Театре эстрады. Несмотря на дождь, проститься c артистом пришли сотни петербуржцев. На сайте "Городка" свои соболезнования оставили еще сотни поклонников актера из разных городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Телезрители ставят Олейникова в один ряд с самыми лучшими российскими актерами, такими как Евгений Леонов, Юрий Никулин и Андрей Миронов, и назвали его уход невосполнимой потерей для отечественного кинематографа.
Телеканал "Россия 1" снимет фильм об актере и покажет зрителям старые выпуски программы "Городок".
Цирк на Вернадского под брендом Запашных
На этой неделе завершилась эпопея с Большим московским государственным цирком на проспекте Вернадского, которая тянулась с 2010 года. Именно тогда Минкультуры первый раз уведомило руководителя цирка Леонида Костюка, что не собирается продлевать с ним трудовой договор. Но учтя предстоящий 70-летний юбилей и трудовые заслуги артиста, министерство все же пошло ему навстречу и разрешило остаться в качестве худрука в цирке, который он возглавлял 27 лет.
Директором же Минкультуры решило назначить главу Екатеринбургского цирка Анатолия Марчевского. Его кандидатура сразу вызвала бурный протест и со стороны самого Костюка, и со стороны артистов БМГЦ. Свою позицию руководитель и артисты объяснили тем, что Минкультуры изначально объясняло необходимость смены директора омоложением руководящего состава, в то время как Марчевский - почти ровесник Костюка.
В результате, с 1 августа 2011 года и.о. гендиректора до проведения конкурса была назначена Фаина Халилова, бывший руководитель Тюменского цирка. В сентябре Халилова выиграла конкурс на должность гендиректора Росгосцирка - компании, в ведении которой находятся почти все государственные цирки страны. А многострадальный цирк на Вернадского снова остался без директора.
И вот 15 ноября в Минкультуры состоялись открытые выборы на эту должность, в которых участвовали три конкурсанта. Победу одержал известный дрессировщик, народный артист России 36-летний Эдгард Запашный. Представитель одной из известнейших династий, он знает цирковую жизнь изнутри с детства. Менеджер и управленец по образованию Запашный является соучредителем самого успешного российского циркового коллектива "Цирк братьев Запашных", на счету которого уже пять масштабных дорогостоящих шоу, сделанных без денежной господдержки.
В планах Эдгарда, прежде всего, наведение административного, финансового и хозяйственного порядка в Большом московском цирке. Его здание, по оценкам специалистов, нуждается в капремонте, а обширная прилегающая территория - в продуманном благоустройстве. На манеже самого большого цирка в Европе (более трех тысяч человек) Запашный намерен создавать современные, привлекательные для публики шоу, сопровождая их грамотной рекламной поддержкой, чтобы БМГЦ стал раскрученным брендом, как Большой театр. В самых амбициозных планах нового гендиректора - выведение цирка на Вернадского на полную самоокупаемость, пока БМГЦ во многом живет за счет госдотаций. Запашный приведет в цирк свой коллектив, в котором работает 82 человека, но и успешные, профессиональные артисты БМГЦ, как он заверяет, могут не беспокоиться - без работы не останутся.