Рейтинг@Mail.ru
Телогрейки, меха и трофейная мода – советский стиль 1940-х - РИА Новости, 20.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Телогрейки, меха и трофейная мода – советский стиль 1940-х

© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкПроизводство снарядов для фронта на одном из московских заводов
Производство снарядов для фронта на одном из московских заводов
Читать ria.ru в
Дзен
1940-е годы стали, пожалуй, самым противоречивым десятилетием всей советской моды. Новые условия, продиктованные ВОВ, на несколько лет отменили понятие моды почти во всем мире. С другой стороны, вторая половина десятилетия ознаменовалась ростом легкой промышленности и особым вниманием государства к моделированию одежды.

Белла Адцеева

1940-е годы стали, пожалуй, самым противоречивым десятилетием всей советской моды. Новые условия, продиктованные Второй мировой войной, на несколько лет отменили понятие моды не только в Советском Союзе, но почти во всем мире. С другой стороны, вторая половина десятилетия ознаменовалась ростом легкой промышленности и особым вниманием государства к моделированию одежды. Советские женщины, несмотря на обрушившиеся на них тяготы, старались выглядеть красиво, вдохновляясь экранными образами знаменитых актрис и образцами трофейной одежды.

В ногу с Западом

В конце 1930-х – самом начале 1940-х советская мода шагала в ногу с европейской. Политические процессы, среди которых присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии, а также прибалтийских стран, продемонстрировали глобальность и гибкость этой индустрии. На образ советской женщины ощутимое влияние оказали модницы Риги, считавшейся в то время "маленьким Парижем". Прибалтийская мода играла роль "доступной заграницы" и в последующие десятилетия, а одежда и журналы мод из Риги и Таллина пользовались огромной популярностью. После расширения территории страны в Москву и Ленинград попали качественные ткани, хорошая обувь, изделия из кожи, меховая одежда.

Главным трендом начала десятилетия можно назвать подкладные плечи, которые становились больше с каждым годом, и в итоге проникли даже в мужскую моду. Кроме того, женщины носили блузки с рукавом-"фонариком", сильно расклешенные от талии платья, кофты в горошек и полоску, маленькие сумочки на длинном ремешке, разнообразные головные уборы, начиная от привычных беретов и фетровых шляп, заканчивая тюрбаном, который в начале 1940-х был необычайно популярен. Также в одежде стали появляться элементы милитари-стиля – перехваченная поясом талия, складки на спине, погоны.

© РИА Новости
Медсестра Мария Шишко и ее боевые подруги направляются на передовую. Кадр из документального фильма "Москвичи в 1941 году".

Верхняя одежда тоже соответствовала мировым стандартам – распространенными были длинные, расклешенные книзу пальто с поясом на талии, которые шили из габардина, шерсти бостон, драпа, сукна, фуле и коверкота. В моду вошли модели с рукавом реглан – крой, когда плечо переходит в рукав, а плечевой шов отсутствует. Самой популярной в Европе обувью в то время были туфли и ботинки на танкетке. Особым шиком считались туфли на высоком каблуке, с платформой под носочной частью, с открытым носком и пяткой. Осенняя обувь должна была быть на шнуровке, а зимние ботинки – оторочены мехом. О том, чтоб достать к сезону такую обувь, мечтала каждая столичная модница, однако получить заветную обновку удавалось немногим – качественные туфли, во-первых, стоили недешево, а во-вторых, были дефицитом. Большинство советских женщин и мужчин продолжали носить модели, распространенные в прошлом десятилетии, а на зиму переобувались в бурки и валенки. По-прежнему в дефиците оставались качественные чулки, за которыми стояли в многочасовых очередях и покупали втридорога. Те, кому все же не удавалось приобрести этот ставший фетишем десятилетия предмет гардероба, либо рисовали шов прямо на голой ноге, либо заменяли чулки на короткие белые носочки, которые носили вместе с платьем в цветочек и туфлями-лодочками.

Столичные дамы, время от времени выходившие в свет и способные позволить себе вечерние туалеты, носили платья с глубоким декольте, коротким рукавом-"фонариком" и расклешенными юбками. Наряды для выхода старались сделать максимально нарядными: платья украшали аппликациями, бисером, кружевом и накладными цветами. Также в моде был маленький белый воротничок, а роскошным аксессуаром служила меховая горжетка. Главные материалы вечерней моды – креп-жоржет, плотный шелк, шифон и бархат.

Женщины по-прежнему пытались копировать стиль не только советских, но и западных кинодив, делая прически и макияж "как у звезд". На смену коротким волосам, уложенным "волнами", пришли длинные локоны и кольца, а также разнообразные косы.

© РИА Новости
Главный редактор газеты "Советские военные новости" Эрнст Генри /С.Н.Ростовский//первый слева/ с коллективом редакции. Лондон, 1943 г. /Из семейного архива М.Ростовского/.

Качественные вещи, не говоря о модных новинках, часто можно было приобрести только в Москве и Ленинграде, куда за одеждой и прочими необходимыми товарами съезжались граждане со всей страны, выстраивавшиеся в огромные очереди, чтобы купить вещи для всех членов семьи. В начале 1940-х за каждым городом Союза была закреплена так называемая "категория снабжения", которых было четыре: особая, первая, вторая и третья. В провинциальных населенных пунктах, попадавших в последние категории, можно было приобрести только некачественную одежду. Однако даже немногочисленные существовавшие в городах магазины и кооперативы стали закрываться с началом Великой Отечественной войны в 1941 году.

Война и "реанимация" моды

С началом войны в Советский Союз вернулась карточная система распределения товаров, а само понятие моды теперь выглядело не просто неуместным, а недопустимым. Многие ушедшие на фронт мужчины попали на войну прямо со школьной скамьи, а оставшиеся в тылу женщины приняли на себя всю традиционно мужскую работу – рыли окопы, дневали и ночевали в госпиталях, строили укрепления. На смену популярным в мирное время платьям и блузкам пришли телогрейки, брюки и кирзовые сапоги.

© РИА Новости, Дмитрий Козлов
Великая Отечественная война. Фронтовые регулировщицы, добровольно пришедшие в армию. Волховский фронт.

Однако в 1944-1945 годах война, как ни странно, оказала решающее влияние на развитие моды в Советском Союзе. Среди трофеев, привезенных в страну солдатами, были в том числе заграничные журналы мод, одежда, обувь и украшения. Советскому человеку открылся новый западный мир, с которым он не был знаком. Некоторые предметы попали в комиссионные магазины, остальное осталось в домах и квартирах. Ажиотаж, вызванный привезенными с Запада вещами, породил целое явление под названием "трофейная мода". По рассказам, завезенная одежда так сильно отличалась от отечественной, что ее счастливые обладатели зачастую попадали в нелепые ситуации. Так, произведенное на Западе нижнее белье было настолько красивым и непривычным для советского гражданина, что дамы принимали ночные сорочки и пеньюары за парадные наряды и приходили в них на мероприятия и в общественные места.

Трофейные журналы мод попали не только в квартиры к обычным гражданам, но и в ателье, которые вновь открылись после войны. Многие Дома мод стали шить одежду, используя образцы и выкройки из привезенных из-за рубежа изданий. Однако власти Союза, после войны твердо решившие наладить легкую промышленность и бороться с обилием некачественной одежды, требовали, чтобы все портные работали только по отечественным образцам.

Казалось бы, забытое навсегда понятие моды после войны стало возрождаться при активном участии руководства страны. В городах вновь начали работать швейные фабрики, в Москве и Ленинграде свои двери открыли ателье. Кузнецкий мост вновь стал самой модной улицей страны – именно там в конце войны открылся дом моделей. Желая продемонстрировать всему остальному миру преимущества социалистического строя, власти решили развивать ансамблевое моделирование – единую концепцию костюма. Задача была достаточно дорогостоящей и трудновыполнимой в условиях послевоенной разрухи и при необходимости восстанавливать страну. К тому же, ателье пришлось работать на самоокупаемость, а иногда и в убыток. Крупные фабрики и предприятия не желали платить модным Домам за разработку моделей для внедрения в массовое производство – гораздо выгоднее было выпускать недорогую одежду низкого качества собственного производства, которая из-за невысокой цены пользовалась спросом.

Заботясь о населении, власти инициировали открытие крупных магазинов в больших городах, однако покупать обувь и одежду в таких коммерческих точках могли лишь представители определенных слоев. Большинству граждан приходилось довольствоваться ширпотребом: при средней зарплате в 442 рубля в месяц самые дешевые фильдеперсовые чулки стоили 65 рублей, женские туфли – 260 рублей, метр шелка – около 140 рублей, шерсти – 270 рублей, зато метр ситцевой ткани можно было купить всего за 10 рублей. В целях пропаганды модной качественной одежды было решено проводить постоянные показы мод, однако и эта инициатива не привела к желаемому результату. Если разработка модельных вещей в московских ателье была возможна, то ее массовое производство стало невыполнимой задачей: за военные годы на фабриках износилось и устарело все оборудование, мастера несколько лет шили только военную форму и кители, а творческие отделы практически везде были ликвидированы. Поэтому на предприятиях продолжался выпуск не модной, а простой по крою и фасону одежды.

Послевоенный стиль и первые стиляги

Идея о создании советского стиля так и не была воплощена в жизнь. Призывы сочетать тенденции мировой моды и индивидуальность и самобытность советской женщины остались благородными замыслами, не имеющими отношения к послевоенной реальности.

Однако уставшие от войны женщины, несмотря на тяжелую ситуацию, стремились выглядеть хорошо и с помощью моды будто лечились от болезненных последствий военных лет. Желая наладить мирную жизнь и забыть о тяготах, они носили женственную одежду: во второй половине десятилетия в моду вошли яркие платья и комбинезоны, брюки клеш, нарядные кофты и блузки из тонкой ткани, элегантные аксессуары. Длина повседневных юбок и платьев укорачивалась, однако для особых случаев все еще рекомендовалось надевать длинные модели. Костюмы, считавшиеся в те годы верхом элегантности, могли себе позволить далеко не все, поэтому единые ансамбли часто заменяли на платье в цветочек, поверх которого надевали пиджак или жакет на пуговицах. Так, популярная сейчас тенденция – сочетание женственного и грубого – впервые была обозначена в Советском Союзе еще в 1940-е годы.

© РИА Новости
"Прием в комсомол". Художник С. Григорьев. (1949 год)

По-прежнему многие женщины шили себе одежду самостоятельно. Также после войны продолжилась спекуляция в сфере торговли. Предприимчивые дельцы в конце 40-х были еще более успешны, чем в 30-е годы: ради очередной модной новинки многие женщины не жалели денег. Особой популярностью во второй половине десятилетия пользовались меховые изделия: пальто, шубы, шапки, муфты. Самыми "престижными" мехами считались котик и каракуль, однако большинство женщин носили кроличьи и беличьи шубы, а те, кто не мог себе позволить и эти меха, покупали пальто с меховым воротником или горжетку.

В мужской, как и в женской моде в 1940-х популярностью пользовались пиджаки с массивными подкладными плечами, однако здесь наблюдалось еще меньшее разнообразие. До войны мужчины носили рубашки без галстука с однобортными пиджаками из коверкота, бостона, шевиота. Брюки были широкими, часто с отворотом. Молодые люди, следившие за модой, носили укороченные куртки на молнии – их называли "москвичками" и "хулиганками". У такой куртки был широкий пояс, несколько  больших карманов, длина доходила до талии. Часто такую модель надевали вместе с шерстяными брюками гольф. Пальто и пиджаки, напротив, были массивными, словно на несколько размеров больше, чем необходимо. Во второй половине десятилетия большинство мужчин заправляли широкие брюки в сапоги, носили двубортные пиджаки и кепки, а также жилеты и свитеры с рубашкой. Кепка с небольшим козырьком и пуговицей на макушке, получившая название "лондонка", была самым популярным головным убором, который можно было надеть с любым ансамблем. По-прежнему в моде были ставшие культовыми кожаные куртки и пальто, но многие и в конце 1940-х продолжали носить военную форму. Но если мужчина надевал костюм-тройку и фетровую шляпу в стиле Хамфри Богарта, по его внешнему виду окружающие могли судить о благополучии и успешности.

© РИА Новости
Писатели Алексей Николаевич Толстой, Константин Михайлович Симонов, Илья Григорьевич Эренбург и начальник отдела Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков Дмитрий Кудрявцев (слева направо). Фотокопия.

Проникновение западных мод в Советский Союз прекратилось в 1946-1947 годах, после знаменитой речи Уинстона Черчилля, положившей начало "холодной войне". "Железный занавес", разделивший Страну Советов и западный мир, оказал неизбежное влияние и на моду: теперь отечественная одежда противопоставлялась "буржуазной". "Тлетворное влияние Запада" всячески пресекалось, и распространенный в это время в Европе диоровский "нью лук" проник в Советский Союз лишь во второй половине 1950-х, после выхода фильма "Карнавальная ночь" с Людмилой Гурченко.

Однообразие и сдержанность в фасонах и цветах, пришедшие на смену трофейной моде, породили молодежную субкультуру – "стиляг". Бунтари и борцы с обыденностью, стиляги слушали запрещенную музыку и читали западную литературу, не говоря уже об их "вопиющей" манере одеваться. Обсуждать новое молодежное движение стали еще в 1949 году, после фельетона Дмитрия Беляева, опубликованного в журнале "Крокодил". Однако наибольшее распространение субкультура получила в 1950-е-1960-е годы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала