МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. При "пятом поколении" китайских руководителей Россия займет неофициальное второе место в приоритетах внешней политики КНР после США, а напряженность отношений между Китаем и Америкой может усилиться, считают эксперты.
Итогом завершившегося 14 ноября 18-го съезда Компартии Китая стал приход к власти "пятого поколения" руководителей во главе с новым генсеком ЦК КПК Си Цзиньпином.
Заместитель директора института Дальнего Востока РАН, профессор МГИМО Сергей Лузянин считает, что новые китайские руководители, в частности, Си Цзиньпин и будущий премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, выросли в прагматичную эпоху и стали политиками в годы успеха Китая, и потому будут продолжать во внешней политике курс на преемственность в российско-китайском стратегическом диалоге.
"Учитывая обострения и некоторые сложности в китайско-американском диалоге, Россия становится для Китая надежным партнером", — сказал он.
Эксперт отметил, что, несмотря на средний уровень торгово-экономического партнерства РФ и Китая, политические и стратегические отношения двух стран чрезвычайно высоки.
"Если брать неофициальные приоритеты в китайской внешней политике, то Россия неформально занимает второе место после США, несмотря на то, что уровень торговли и инвестиций на порядок меньше, чем между Китаем и США. Поэтому, конечно, новое поколение политиков будет продолжать курс на это партнерство, но оно вряд ли перерастет в какой-то союз или альянс — ни в Пекине, ни в Москве этого не хотят", — добавил Лузянин.
Он считает, что геополитическое соперничество Америки и КНР будет только расти, несмотря на экономическую взаимозависимость.
"Американо-китайские отношения взаимообусловлены, поскольку торговля и инвестиционное сотрудничество достигли колоссальных оборотов — более 400 миллиардов долларов. Но при этом Китай скупил более чем на триллион долларов американских ценных бумаг и, таким образом, имеет финансовые рычаги влияния. Правда, и сам Китай зависим от США, поскольку золотовалютные резервы на 70-80% находятся в долларах. Кроме того, в Китае действуют сотни американских компаний, Китай — это рынок американских инвестиций и технологий", — указал эксперт.
По его словам, и в США, и в КНР понимают, что они реальные соперники на ближайшее и отдаленное будущее.
"Условно говоря, США — это "старая" сверхдержава, а Китай — растущая "новая" сверхдержава. Поэтому их противоречия растут во всех ключевых регионах — и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в Африке, и в Латинской Америке, и на Ближнем Востоке, и в юго-восточной Азии", — заключил Лузянин.
По мнению главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Салицкого, отношения Пекина и Москвы после прихода новой власти вряд ли изменятся, а вот напряженность между Китаем и США может усилиться.
"Прошедший 18-й съезд мало что изменил в стратегической политике Китая. В отношениях с Россией у него сохранится политика стратегического партнерства и добрососедства", — отметил он.
Салицкий считает, что Пекин достаточно ясно показывает, что не собирается уступать США по таким принципиальным вопросам, как национальный суверенитет.
"Компромиссы (между Китаем и США) возможны только по вопросам, которые носят второстепенный характер", — сказал он.
Эксперт также отметил, что напряженность, возникшая между странами в последние годы, "может несколько усилиться в дальнейшем, это будет зависеть от политики Белого Дома".
"Для внешней политики США была свойственна некая недооценка Китая и твердости его позиций и экономических возможностей. Сейчас, по видимому, это будет пересматриваться каким-то образом и перестанет выглядеть как политика противостояния в регионе", — добавил Салицкий.