Десятый международный форум "Газ России — 2012" пройдет 20 ноября в Москве. Участники мероприятия — руководители компаний, представители органов власти, ученые, политики — обсудят актуальные вопросы развития отрасли. В преддверии форума о проблемах и задачах отрасли в интервью РИА Новости рассказал первый зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, глава Российского газового общества (РГО) Валерий Язев.
- Валерий Афанасьевич, каково значение предстоящего форума? Каких результатов вы от него ожидаете?
— Форум "Газ России"- всегда важное событие в отрасли. В этом году мы ожидаем участие в нем президента Международного газового союза Жерома Ферье. Будут обсуждаться последние новости, инициативы РГО, Еврогаза, Еврокомиссии. Это будет всесторонний глубокий анализ и выдача рекомендаций, наше видение трендов развития мирового газового рынка и российской газовой отрасли. Вопросам мировой конъюнктуры рынка газа будут посвящены ряд выступлений, в том числе Жерома Ферье и мое. Еврогаз представит доклад о европейских и мировых трендах.
Одна из актуальных тем — третий энергетический пакет, активно обсуждающийся последние два года. Еще одна проблема для дискуссии — бум сланцевого газа, который сегодня переживает мир. Напомню, что США вышли на уровень его добычи в 214-215 миллиардов кубометров, и это серьезно поменяло, в том числе, экспортно-импортные расклады.
Для России важно энергосбережение, энергоэффективность — им посвящена часть выступлений на пленарных сессиях форума и отдельный «круглый стол». Нарастает значение восточного вектора для российской газовой отрасли. Это разработка месторождений Восточной Сибири, Дальнего Востока и продажа газа в страны АТР — Японию, Южную Корею, КНР. Эти аспекты также будут предметом обсуждения на форуме "Газ России — 2012".
- Вы упомянули сланцевый газ, каковы его перспективы?
— Нормальные перспективы. Как я уже упоминал, пионер в добыче сланцевого газа — США, они пробурили уже 347 тысяч скважин, это очень много. В мире открываются новые запасы горючих сланцев, и пренебрегать этим нельзя. Россию иногда обвиняют в том, что мы сегодня не занимаемся добычей сланцевого газа. На мой взгляд, обвинение абсурдное. У нас огромные запасы природного газа, и себестоимость его добычи существенно ниже, чем себестоимость добычи сланцевого газа.
Что касается сланцевой нефти, мы выходим уже на определенные рубежи по ее добыче, разработке технологий. Придет время и сланцевого газа в России, так как у него есть определенные преимущества — он расположен в легкодоступных районах, в частности, в Ленинградской области, Поволжье. Возможно, в будущем более высокая себестоимость добычи сланцевого газа будет компенсироваться отсутствием больших транспортных затрат и добывать его станет выгодно. Но принимать решение о сколько-нибудь масштабной добыче сланцевого газа в России возможно будет только после подтверждения его запасов и оценки затрат на производство. Оценка запасов сланцевого газа в России, думаю, займет 10-15 лет.
- Многие западные экологи заявляют, что добыча сланцевого газа в населенных районах небезопасна для человека…
— Есть определенные опасения, что химические реагенты, которые закачиваются в землю для добычи сланцевого газа, могут попасть в грунтовые воды. Никакой особо «страшной» химии там нет. С другой стороны, если сланцевый газ добывать вблизи городов, конечно, должны быть повышенные требования к экологии, нужно вводить экологические нормативы, техрегламенты. Они должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым сегодня к безопасности производства.
- Каким образом можно добиться повышения эффективности добычи природного газа?
— Мы в России все время критикуем нефтяников за низкие коэффициенты извлечения нефти, чего нельзя сказать про газовиков. Извлечение газа очень глубокое, единственная фундаментально нерешенная проблема — низконапорный газ, добыча которого экономически неэффективна.
Если говорить о стимулах по добыче газа, то, конечно, это налогообложение. Дальность транспортировки также нужно учитывать. Это комплексная задача и, к сожалению, мы еще не вышли на дифференциацию налогообложения добычи газа. Власти заявляют о том, что очень сложно администрировать такую систему. По сути, мы налогом облагаем одинаково все месторождения, без учета горно-геологических, географических условий, и только вводим иногда понижающие коэффициенты для освоения месторождений шельфовых, расположенных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Надо разработать научно обоснованную методологию налогообложения, которая учитывала бы как можно больше факторов. Должен быть системный подход.
- Как складывается ситуация с точки зрения ценообразования на рынке?
— Рынок газа в России еще только формируется. Я бы его назвал квазирынком — цены на газ регулируются государством и ежегодно индексируются. На них оказывают влияние политические, конъюнктурные, инфляционные факторы. Нужно эту систему усовершенствовать.
РГО разрабатывает модель рынка газа, которая учитывала бы все факторы: окупаемость затрат на добычу-транспортировку, платежеспособность населения, и промышленности, выполнение контрактов. Мы приняли идею равнодоходности российского и международного рынков газа. Не надо понимать под этим равность цен. Цены на газ в России никогда не сравняются с европейскими, но равнодоходность, с учетом затрат на транспортировку, вывозные пошлины, должна быть. Иначе все время будут перетоки — финансовые и физические — на те рынки, где больше платят за газ. Государство к этому относится очень осторожно, учитывая социальные и экономические последствия такого шага.
Наша модель рынка газа рассчитана на действие до 2030 года, она синхронизирована со стратегией развития газовой отрасли. Создана рабочая группа, обобщаются российские наработками и весь мировой опыт. Надеюсь, что в 2013 году мы представим модель на широкое обсуждение.
- Европейские компании регулярно просят "Газпром" о пересмотре цен контрактов. На ваш взгляд, насколько обоснованы эти просьбы?
— А зачем тут нужны обоснования? Торг между продавцом и покупателем будет все время, для этого есть контракты, долгосрочные договора, формула цены, требования take-or-pay. Есть арбитраж международный. Всегда покупатели будут просить подешевле, а продавец будет требовать более высокой цены. В этой борьбе устанавливается баланс спроса и предложения.
- В последнее время со стороны Еврокомиссии все чаще наблюдаются претензии к российским компаниям, в частности, к "Газпрому"? Как мы можем застраховать себя в этой связи?
— Контракты должны быть выверены — это вопросы юридических служб, грамотного арбитража. Государство, несомненно, должно защищать российских экспортеров, в том числе, "Газпром" как компанию с доминирующим госучастием. Есть соответствующий указ президента России. На мой взгляд, это взвешенная, разумная политика.
Также необходимо формировать общественное мнение в Европе, где определенные силы очень активно формируют негативное отношение к России и российскому газу, что влияет на принятие решений европейскими концернами и властями. Это одно из направлений работы РГО: мы проводим конференции в Берлине, в Брюсселе, разъясняем нашу позицию, доказываем нашу взаимную заинтересованность: России и "Газпрома" — в европейском рынке, европейских потребителей — в российском газе.
- "Газпром" корректирует Восточную газовую программу, что именно подлежит изменению?
— Я бы не сказал, что существенные коррективы вносятся. Речь идет о переносе сроков с точки зрения ускорения, потому что европейский рынок проседает. Соответственно, растет важность рынков АТР.
В первоначальном варианте программой предусматривался газопровод "Сахалин-Хабаровск-Владивосток"- мы его построили. Также был прописан газопровод из Якутии с врезкой в трассу "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", потому что сырьевой базы Сахалина недостаточно для масштабных поставок в Японию, Южную Корею, Китай. Мы строим завод по сжижению газа во Владивостоке, его, по-моему, в первоначальном варианте программы не было. На азиатско-тихоокеанский рынок ориентирован проект "Ямал СПГ". Программа должна корректироваться с точки зрения более ускоренного развития восточного газового вектора. При этом нужны особые налоговые режимы.
- Какие последствия для отрасли и для отдельных регионов может иметь перенос сроков реализации Штокмановского проекта?
— Проект дорогой, масштабный, сложный в техническом исполнении. Тем не менее, реализация Штокмана абсолютно необходима и неизбежна — это свыше 3,5 триллиона кубометров газа, которые могут поставляться в Европу, Англию, на рынки АТР и, возможно, в США. Недавно президент России сказал, что решение будет принято в ближайшие годы, и к 2020 году газ Штокмана пойдет потребителю.
Перенос сроков негативно сказывается, в первую очередь на Мурманской области, за которую у меня душа болит, ведь я депутат Госдумы от этого региона. Мурманская область сегодня потребляет мазут, что обходится очень дорого. В целом же на развитие газовой отрасли корректировка сроков по Штокману сколько-нибудь существенного значения не окажет.
- Какими вы видите перспективы освоения российского шельфа?
— Перспективы масштабные, от этого нам никуда не уйти. Надо выходить на шельф северных морей, приоритеты свои доказывать. Нужно осторожно, с учетом экологических требований, финансовых возможностей, подходить к освоению Арктики. Это этап неизбежный, но он не требует форсирования.
- Каковы перспективы с точки зрения энергоэффективности у газомоторного топлива?
— Я многие годы занимаюсь этой сферой. Очень тяжело идет внедрение газа в качестве моторного топлива. Мы отстали от всего мира, не можем создать стимулы для перевода транспорта на газ. Законодательно предусмотрено бюджетное финансирование этих затрат, но, все равно, сложно идет процесс. Нужно, чтобы газовые заправки были доступны в той же мере, что и бензиновые. Однако, это процессы взаимосвязанные: нет необходимого количества машин на газе — никто не строит заправки, и наоборот. Использование газа в качестве моторного топлива дает серьезную финансовую экономию и экологически выигрышнее. Кроме того, это усилит межтопливную конкуренцию, что приведет к удешевлению бензина и дизеля.
- Когда в РФ может заработать газовая биржа?
— Принято постановление правительства об организации биржевой торговли газом, разрешающее в 2012 году продавать "Газпрому" и независимым производителям по 15 миллиардов кубометров газа на бирже, а в 2013 году — по 17,5 миллиарда. Но, к сожалению, не предусмотрена торговля на электронной площадке, что создало дополнительные трудности.
Я надеюсь, что в 2013 году биржевая торговля газом начнется. Это даст индикативный механизм для определения реальной цены. В перспективе может начаться биржевая торговля производными инструментами, фьючерсами, форвардными контрактами. В модели рынка газа, которую РГО разрабатывает, включен сегмент биржевой торговли.
- Как вы можете охарактеризовать текущий уровень газовых отношений с Украиной?
— Мы выступаем за партнерское и равноправное сотрудничество с Украиной, за использование в необходимых объемах ее ГТС. Мы сделали все, чтобы уменьшить монополизм украинской ГТС, диверсифицируем свои газотранспортные мощности. Нам нужно в новых реалиях отстроить отношения с Украиной, но этому препятствует ее вступление в энергетическое сообщество Европы — они встраивают европейское законодательство в свое, это осложняет наше сотрудничество. Мы требуем выполнения действующего контракта. Украина пытается найти более дешевый газ, и ее за это нельзя осуждать. Мое мнение — походят-походят по рынку, и вернутся к России.