ЧЖУХАЙ (Китай), 15 ноя — РИА Новости, Александр Ковалев. Китай не заинтересован в приобретении российских учебно-боевых самолетов Як-130, так как сделал ставку на сверхзвуковой проект подобного самолета собственной разработки, сообщил журналистам начальник департамента ВСС Рособоронэкспорта Сергей Корнев на авиакосмическом салоне China Airshow — 2012.
"Китай с большим интересом приглядывался к новой российской разработке — самолету Як-130. Но, надо честно признать, что у нашей машины недостаточно перспектив на китайском рынке, так как КНР сделала ставку на разработку собственного учебно-боевого самолета. У них акцент сделан на сверхзвук, хотя при этом пока нет собственных достаточно мощных двигателей для этой разработки", — сказал Корнев.
По его словам, при этом российский учебно-боевой самолет имеет большие преимущества на рынках сопредельных с Китаем стран, не имеющих собственных авиаразработок.
"У Як-130 свои большие возможности по сравнению с китайской машиной: мы, например, изначально не делали ставку на сверхзвук. Зато, в отличие от китайского образца, наш самолет оптимизирован для посадки и взлета с практически не оборудованных грунтовых аэродромов, где отсутствуют средства наземного обеспечения, агрегаты электропитания и кислородозаправщики. Як-130 практически не нуждается в подобных наземных средствах", — подчеркнул Корнев.
По его словам, учебно-боевой самолет нового поколения Як-130, разработанный в "ОКБ имени Яковлева", ранее был выбран в качестве базового самолета для подготовки пилотов ВВС России. Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать и повышать квалификацию летчиков российских и зарубежных боевых самолетов поколения "4+" и "5".
Самолет является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.
Государственные испытания Як-130 с вооружением успешно завершены в декабре 2009 года. С февраля 2010 года самолеты поступают на вооружение российских ВВС и успешно эксплуатируются в учебных центрах.
В декабре 2011 года Минобороны России и корпорация "Иркут" подписали контракт на поставку ВВС России 55 учебно-боевых самолетов Як-130 до 2015 года. Российская государственная программа вооружений на 2011-2020 годы предусматривает закупку 65 самолетов Як-130.
Корпорация "Иркут" в 2011 году приступила к поставке самолетов Як-130 на экспорт. Ведутся предконтрактные переговоры о поставке самолетов в ряд стран мира. Емкость рынка Як-130 в среднесрочной перспективе оценивается в 250 самолетов.
Серийное производство самолетов Як-130 на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) ведется с применением современных цифровых технологий.
Корпорация "Иркут" ведет работы по совершенствованию самолета Як-130, направленные, в частности, на расширение его боевых возможностей.