Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Генпрокуратура внесла главе МВД Владимиру Колокольцеву грозное представление, в котором утверждается, что в подотчетном министру хозяйстве творится форменный беспорядок. "Повсеместно распространены факты нарушений прав граждан, несоблюдения органами внутренних дел требований КоАП [кодекса об административных правонарушениях] РФ", – сообщается в документе, который появился во вторник на сайте ведомства.
С одной стороны, с Генпрокуратурой трудно спорить – о проблемах в бывшей нашей милиции, нынешней нашей полиции, только ленивый не писал. С другой стороны, здесь примерно та же история, что и со статистикой выявленных нарушений в МВД.
Так, например, за девять месяцев 2012 года количество сотрудников МВД, привлеченных к дисциплинарной ответственности, выросло в сравнении с аналогичным периодом 2011 года почти на 20% и достигло 54 тысяч человек.
О чем это говорит? Можно сказать, что о дальнейшем падении качества работы правоохранительных органов – количество нарушений-то выросло серьезно, не поспоришь.
Но, если знать традиционную привычку милицейского начальства закрывать глаза на проступки подчиненных, дающих "план по валу", которым можно отчитаться наверх, то ситуация потеряет однозначность: рост числа привлеченных к ответственности означает уже не столько дальнейшую деградацию органов, сколько усиление чисток в рядах сотрудников.
Реальное количество нарушений, скорее всего, не менялось, – а вот относиться к ним начинают не в пример непримиримее.
Владимир Колокольцев и до своего назначения на пост министра придерживался жесткой тактики. Так, еще будучи "московским обер-полицмейстером", он последовательно вводил принцип личной ответственности руководителей за вскрывшиеся нарушения подчиненных.
Сейчас, заняв министерский кабинет, Колокольцев подтверждает в своих интервью: да, личная ответственность руководителей – мера неприятная, конфликтная, но не существует других способов держать личный состав, как говорили в советские годы, в напряжении.
А ведь, между прочим, именно принципиальная безответственность милицейского начальства больше всего раздражала в нулевые годы, когда сотрудник, попавшийся на чем-то, что уж совсем нельзя было проигнорировать, увольнялся из органов задним числом, а его непосредственное руководство только разводило руками со скорбным видом.
Механизм, в котором давление "палочной системы" на личный состав сочеталось с принципом безответственности руководства с формальными увольнениями попавшихся задним числом, в сущности, и стал катализатором роста числа реальных нарушений в работе МВД. Сложилось впечатление, что основной своей задачей эти люди видели минимизацию воздействия общественного мнения на "органы" в целом.
И тот факт, что размонтирование этой связки поставлено в качестве основной цели нового этапа реформы, говорит как минимум о системности выбранного подхода. А в основание замены "палочной системы", помимо неконкретных пока показателей "реакции общественности на работу органов", предложено положить существенную декриминализацию, например, мелких краж – основного способа "рисования" полицейскими статистики раскрываемости.
Трудно избавиться от желания сравнить две назревшие и перезревшие реформы: военную и органов внутренних дел. Но есть одно существенное отличие. Армия, при всех своих требованиях к частям постоянной боеготовности, все-таки реформировалась в состоянии мирного времени. МВД же, в сущности, занято беспрерывной войной на улицах.
Именно поэтому в вооруженных силах подход с тотальным сносом опорных конструкций более-менее допускался (оставим сейчас в стороне вопрос осмысленности отдельных шагов Анатолия Сердюкова и Николая Макарова – в том, что "всю систему менять надо было", сомнений уже не оставалось).
В МВД же все сломать одним ударом просто нереально: немедленный всплеск преступности перекроет гипотетический выигрыш от дальних целей реформы. Притом шквал общественного негатива будет не в пример выше, чем даже в случае с военной реформой: там-то под удар попали военнослужащие и их близкие, здесь попадет без преувеличения вся страна сразу.
Тут можно вспомнить старый анекдот про врача-кардиохирурга, который в качестве иллюстрации к особенностям своей работы завел машину и попросил перебрать двигатель.
А представления Генпрокуратуры… Их выносили и при бывшем министре Рашиде Нургалиеве. Будут выносить и сейчас, и еще довольно долго. Двигатель-то глушить не получится, а сложившаяся система работы меняется медленно и трудно. Не за месяц и даже не за год.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции