Анна Каледина, для РИА Новости.
Самая активная часть населения – от 20 до 45 лет – с 2014 года потеряет возможность распоряжаться 4% пенсионных накоплений. И это только начало новой реформы пенсионной системы.
В среду президент Владимир Путин поддержал предложение депутатов и зампреда правительства по социальным вопросам Ольги Голодец о снижении накопительного компонента пенсионных отчислений с 6% до 2%. Правда, законодатели рвались сделать это уже с 2013 года, но глава государства дал отсрочку на год. Скорей всего, по техническим соображениям: это снижение не учтено в подготовленном проекте бюджета на следующий год. Не переверстывать же.
Изменения коснутся только людей 1967 года рождения и моложе. Для людей постарше накопительный компонент изъяли еще на заре пенсионной реформы 2002 года.
Пенсионная реформа в России >>
Чем грозит активным гражданам предложенное сокращение
Сейчас работодатели уплачивают за нас 30% из Фонда оплаты труда в качестве страховых взносов. Из них 22% поступают в Пенсионный фонд России (ПФР). Для людей 1967 года рождения и моложе отношение взносов такое: 16% идет в страховую часть и 6% – в накопительную. Страховая компонента, которая тоже подразделяется (6% – солидарная составляющая и 10% – индивидуальная) идет на выплаты текущим пенсионерам. А вот накопительная компонента неприкосновенна, и мы сами можем выбирать, как ей распорядиться (отдать в управление Негосударственному пенсионному фонду или оставить госуправляющему ВЭБу). С 2014 года нам оставят лишь 2%, а 4% перейдут в страховую часть, то есть государство начнет использовать эти средства для текущих выплат.
Казалось бы, что нам до этого? Ведь большинство людей (почти 90%) вообще никаким образом не распоряжались возможностью повлиять на будущую пенсию. Но чисто психологически не очень приятно, когда у тебя что-то отнимают. Даже если это виртуальные средства, если даже нет четких гарантий. Все равно – если дали, то будьте любезны, не урезать права. Но государству приходится решать свои проблемы. За наш счет, накопительный.
Зачем это делают
Самое распространенное заблуждение – правительство хочет использовать накопительные деньги для латания дыр ПФР. Частично это так. Хотя по расчетам Минтруда, большого эффекта это нововведение не даст. Максимум – дефицит Пенсионного фонда сократится на треть к 2020 году.
Зато в ближайшей перспективе норма даже усилит нагрузку на бюджет. По нынешней пенсионной формуле при увеличении доходов ПФР нужно индексировать и выплаты людям, которые уже находятся на заслуженном отдыхе. Поэтому снижение накопительного компонента – лишь первый шаг в реформе. Следующий – изменение пенсионной формулы.
Недаром в среду Владимир Путин установил четкий дедлайн для выработки формулы – до июля 2013 года. Ранее планировалось, что новая система расчета должна появиться к октябрю 2012 года, но затянули. Кстати, отсутствием формулы может объясняться и отсрочка в сокращении накопительного компонента.
Введение формулы предполагает возвращение стажа. Предполагается, что максимальную пенсию (40% от заработка) будут получать люди, которые проработали не менее 35 лет. По сути, это может означать повышение пенсионного возраста. То есть сокращение накопительной части – цветочки. Ягодки ждут впереди.
Ольга Голодец отрицает, что за счет этих изменений правительство пытается решить свои проблемы. Сетует на неэффективность управления деньгами НПФами.
Перевернутая логика. В свое время накопительный компонент задумывался, чтобы компенсировать демографическую яму 90-х годов прошлого века. Из-за нее к 2030 году количество пенсионеров может вплотную приблизиться к количеству работающих, которые их содержат. Вот и хотели подстраховаться своего рода подушкой безопасности. Заодно и гражданам дать поиграть в виртуальные накопления, чтобы приучались самостоятельно заботиться о пенсии.
На бумаге в расчетах все выглядело хорошо. Но только финансовый рынок у нас в эти десять лет развивался плохо. Инвесторы в страну не повалили – а кто пойдет, если все время перемены?
В итоге собрано уже более 1,8 трлн рублей (к 2014 году эта сумма составит 3,2 трлн рублей) пенсионных накоплений, а возможности для инвестирования уже на пределе. Наш фондовый рынок просто не в состоянии переварить эти деньги.
Долго носились (да еще и сейчас не перестали) с идеей вкладывать пенсионные деньги в инфраструктурные проекты. Но, похоже, еще нет даже четкого представления о том, что под ними подразумевается. Да и вкладывать в инфраструктуру у нас в стране – реально деньги в землю закапывать. Проще сократить накопительный компонент.
Чего нам ждать от новой реформы
Теперь о последствиях шага. Во-первых, как уже упомянуто, нам грозит следующий шаг, который фактически означает повышение пенсионного возраста.
Во-вторых, изъятие денег из подушки безопасности может привести к тому, что демографическая яма 1990-х обернется финансовой ямой 2030-х.
Но это экономика. Есть и идеология. Частые перемены, особенно касающиеся персонального благосостояния граждан, всегда больно ударяют по их уверенности в завтрашнем дне. Как следствие, они не очень хотят инвестировать сбережения и копить на будущее. Зачем, если все равно отменят, отнимут?
К тому же, еще живы воспоминания о денежных реформах начала 90-х, лишившие денег большинство населения. Власти упорно твердят при этом, что мы сами должны позаботиться о своей пенсии за счет негосударственных программ. Вот и возникает вопрос – стоит ли? Очередной российский парадокс: вроде и подталкивают к самостоятельности, но и мотивацию отнимают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции