"Школа: институт социализации или образования?" — такова тема очередного ток-шоу в рамках проекта "Школа.LIVE", которое состоялось в пресс-центре РИА Новости при поддержке издания "Московские новости", радиостанции "Эхо Москвы" и РИА Новости.
Процесс социализации, как и процесс получения знаний, начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Становление личности ребенка происходит в общении с окружающими, в познании мира природы, в усвоении нравственных и этических установок. Процесс всестороннего развития неотделим от школьного обучения.
Именно в школе ребенок впервые знакомится с такими понятиями, как социальный статус, материальный достаток, вероисповедание и т.д. В последние годы ученики столичных школ все сильнее начинают ощущать расслоение общества. Школы города уже давно делятся на отстающие и престижные. За то, чтобы ребенка приняли в престижную школу, родители платят, оказывают материальную помощь школе, дарят подарки учителям и т.д.
В конце прошлого года стартовал эксперимент по электронной записи детей в учебные заведения, по итогам которого более 80 московских школ не смогли укомплектовать первые классы. Решение проблемы чиновники от образования видят в укрупнении и слиянии школ, изменении системы финансирования. Инициатива чиновников вызвала бурю протеста со стороны родителей и учителей. Летом на имя мэра Сергея Собянина было направлено письмо с подписями пяти тысяч москвичей. Десятки обращений ушли в департамент образования, Мосгордуму, а также уполномоченному по правам детей в Москве Евгению Бунимовичу. Как заявил "МН" заместитель главы департамента образования Вениамин Каганов, на сегодняшний день создано 255 "холдингов", еще 57 вариантов объединения находится в работе, а 83 заявки было отклонено, в том числе, из-за протестов родителей.
Алексей Венедиктов, эксперты и гости студии попробовали ответить на следующие вопросы: должны ли дети из семей разного социального статуса и материального достатка сидеть за одной партой? каковы плюсы и минусы политики укрупнения школ? почему и с какой целью происходит объединение? что происходит с качеством образования в московских школах, почему необходимо объединять слабые учебные заведения с сильными? какой выход можно найти из нынешней ситуации?
В ток-шоу приняли участие председатель профсоюза учителей Сергей Павлович Кузин, директор института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина, родители, ученики московских школ.
Официальным партнером ток-шоу является "Учительская газета", которая выходит с 1924 года и является соучредителем двух важнейших педагогических конкурсов России — "Учитель года России" и "Лучшие школы России".
Партнерами проекта являются также журнал "Вопросы Интернет-Образования", журнал "Интернет и образование", и ряд сетевых ресурсов:Дневник.ру, Летописи.ру, "Сеть творческих учителей" и Педсовет.org, дискуссионный клуб министерства образования mononline.ru.