Все материалы из блога "Прага вдоль и поперёк" >>
Раз уж во время рассказа о Йозефове пришелся к слову монастырь Святой Агнессы, стоит поговорить и о пражских музеях. Их мы посетили три - собственно Агнессу (отделение Национального музея, четыре филиала которого раскиданы по всей Праге), Страговский монастырь и - неожиданно - музей современного искусства "Артбанка".
Думаю, что такой набор для "не совсем уж окончательного любителя" изящных искусств позволит составить достойное представление об этой сфере пражской культурной жизни. Галерею Града я не упоминаю: смотреть в ней практически нечего, кроме хитрого портрета Рудольфа II, который похож на модные в СССР календарики варио, под разными углами показывающие разные картинки. Там же, кстати, по непонятной причине выставлена и одна из незнаменитых картин Репина.
Начнем со Страговского монастыря: расположенный между Градом и Петршином, он разделен на две части. Первая - собственно монастырь и небольшая, в один этаж, выставка картин, стесненная со всех сторон живущими здесь же монахами-премонстрантами (монастырь действующий, но без всяких платочков и юбок на бедра). Первый этаж с исторически залами ничем особенно не примечателен - интересен разве что потолок, на котором чешские обыватели развлекаются так, как будто дело происходит в праздничной пивной. С современными премонстрантами познакомиться не удалось, но прежние явно были оптимистами-жизнелюбами.
Впрочем, с потолком соседствует "муляж" процессии, несущей в саркофаге мощи основателя ордена святого Норберта, - вот и поди разбери. Этому основателю вообще отведено преизрядно места, практически вся жизнь в картинках - но ничего интересного.
Второй этаж радует "галереей-образарней" с выразительными портретами, кажущимися на редкость нетипичными для Средневековья - но вряд ли она заслуживает отдельного посещения, то же можно увидеть и в Святой Агнессе.
Совсем другое дело - библиотека Страговского монастыря, в два зала которой - Теологический и Философский - можно заглянуть из-за перегородки, а по соединяющему их коридору кунсткамеры даже и прогуляться. Вот здесь, что называется, приди и виждь. Такое вряд ли можно посмотреть где-то еще - шкафы до потолка, заполненные фолиантами. Пробивающийся сквозь пролеты и витражи свет, ощущение восторженного храма знаний - зрелище потрясающее.
А в кунсткамерном коридоре ("кабинете курьезов"), как будто для контраста, показывают китовый пенис (деликатно названный в сопроводиловке "частью тела") и сервиз, подаренный монастырю сестрой Бонапарта. Заодно обратите внимание и на деревянные томики ксилотеки - в буквальном смысле сделанные из дерева "книги", таким образом рассказывающие о его различных породах. Фотосъемка оплачивается отдельно, вместе с билетом вам выдадут гордую наклейку фотографа на рубашку, что будет еще одним вполне себе самостоятельным сувениром.
Монастырь Святой Агнессы будет поинтересней: монахов в нем давно нет. Поэтому можно пройти по гораздо большему, чем в страговском, числу залов и даже войти в готическую капеллу, освобожденную от какой-либо мебели, украшений, иконостаса и росписи. После низких каменных сводов отдельных залов и светлого, но неширокого коридора, опоясывающего внутренний двор, вдруг попадаешь в полное воздуха, теряющееся в высоте гулкое пространство - и понимаешь, что такое настоящая готика, лишенная ненужного убранства. Это, безусловно, один из самых ярких пражских чувственных опытов.
Неподалеку ожидает и второй - картины средневекового художника-иконописца мастера Теодорика, привезенные из замка Карлштейн. Как и в Страговском монастыре, невозможно поверить, что это нарисовано столетия назад - настолько свеж взгляд и современны позы (какие уж там иконы!). Замираешь рядом на несколько минут и потом, возвращаясь (галерея с картинами заканчивается тупиком), опять никак не можешь насмотреться и поверить. Соседние с картинами мадонны забавны и тоже заслуживают своей доли внимания.
Святую Агнессу, стоящую на дальней границе Йозефова и из-за этого нечасто посещаемую туристами, осмотреть стоит в обязательном порядке.
Зато "Артбанка" (первый двор слева у Карлова моста, если идти от Староместской) не более чем занятный, хотя и мрачноватый анекдот - впрочем, вполне дорогой - 160 крон. Современное искусство особенно и не скрывает своей цели: прямо на входе стоит автомат по продаже баллончиков с краской для граффити, на котором крупно написано Art is business. Кому как.
Впрочем, свой бизнес "Артбанка" отрабатывает. Сам двор-колодец привлекает внимание инсталляцией в виде четырех подвешенных в воздухе и целящихся друг в друга гигантских черных пистолетов, а в зданиях начала XX века (музей состоит их трех частей-подъездов) намеренно поддерживается атмосфера разрухи. При нас сотрудница музея шпателем карябала стены - явно не для последующей покраски. Добавьте сюда мутные и полуразбитые зеркала в золоченых рамах, жуткие хрюки из динамика, периодически оглашающие двор, странную девушку - актрису, конечно, - демонстративно и в то же время отчужденно красящую ногти на ступенях музея - картинка выйдет сюрной, но занятной (неудивительно, кстати, что другая девушка, проверяющая билеты, приютила у себя за стойкой еще совсем крохотного щеночка - с ним, живым и теплым, в этих неуютных стенах легче проводить дни). Создать визуальными средствами дискомфорт вообще гораздо проще, чем передать более теплые чувства. "Артбанка" пошла по легкому пути.
Экспонаты же музея, скажем так, не слишком поражают: пятиметровый компьютерный ползунок из пластика. Видео с поющей некрасивой и пожилой женщиной. Опять же видео с сексом некрасивых людей, механистично комментирующих свои фрикции. Закрытый на ремонт туалет, как будто пришедший сюда из фильма "О чем говорят мужчины": и правда, трудно понять, является ли он экспонатом или это просто ремонт.
Тем не менее атмосфера вскоре начинает давить, и к обычной загородке в конце комнаты уже подходишь с некоторым ужасом. За ней - обнаженный лежащий манекен.
Более очевиден зал, полный подвешенными на ниточках стрелами - вот тут красиво, да.
Во втором подъезде среди разной невнятицы запоминается распятый на гимнастических кольцах Христос, свисающей сквозь три лестничных пролета.
Напоследок остаются отдельные картины вроде сестер с одной косой на двоих или чучела лошади, в гиперболизированной детской комнате поставленного на качающиеся полозья, - "Качалка".
В итоге из холодных разрушенных залов выходишь с чувством выполненного долга, но без каких-то потрясений: мастер Теодорик даст "Артбанке" сто очков вперед. Затея привлекает немного народу: за все время нам попалась лишь одна туристка, шедшая параллельным маршрутом.
Конечно, тремя музеями Прага не ограничивается, но музеем является она сама, каждый дом, так что обидно тратить время и деньги, чтобы закрывать себя в каких-то специальных помещениях. Упомяну напоследок лишь агрессивную рекламу Музея коммунизма, глядящую зубастой матрешкой чуть ли не с каждого стенда. Идти туда, впрочем, не захотелось: у кого в школе над доской висел портрет Ленина, того никаким профильным музеем, откровенно рассчитанным на западных туристов, не удивишь.