МОСКВА, 13 ноя — РИА Новости. Печатная продукция продолжает оставаться востребованной у читателей, несмотря на стремительное развитие медиатехнологий, при этом необходимо стимулировать рынок бумажный изданий, чтобы сохранять их конкурентоспособность. К такому выводу пришли участники восьмого ежегодного профессионального форума российских издателей "Издательский бизнес/Publishing Expo 2012".
Издательский форум, который проходит 13-14 ноября в Москве, принимают руководители издательских компаний, распространители печатной продукции, а также эксперты издательской отрасли. В рамках деловой программы форума проходят семинары, конференции, круглые столы с участием российских и иностранных специалистов рынка печатных СМИ.
Газета не исчезнет
"Мы не считаем, что газетная отрасль исчезнет, мы просто понимаем, что газета должна переползти на электронный носитель. iPad — это первый прототип, но имеет пока еще много недостатков для того, чтобы полностью заменить печатную версию", — отметил в ходе своего выступления на конференции "Тенденции и новации в бизнесе печатных медиа" гендиректор ЗАО "Аргументы и факты" Денис Воронков.
По его данным, на 2011 охват интернет-аудитории составил 59%, тогда как читательская аудитория бумажных газет и журналов выросла за 10 лет в России с 66 до 77%.
Воронков отметил, что интернет на сегодня можно назвать второстепенным источником информации — порядка 30% населения еще не приспособилось пользоваться цифровыми носителями. Всемирная сеть, по словам Воронкова, служит для читателя средством получения лишь дополнительных сведений, при том что такие СМИ, как телевидение и радио остаются самыми эффективным и быстрыми способом распространения новостей по стране.
"Количество людей, читающих новости в газетах, все еще больше, чем в интернете, но общая востребованность уменьшается. Хотя пока остается еще выше, чем у интернета", — добавил Воронков.
Газеты читают внимательнее, чем интернет
С позицией Воронкова согласился директор по исследованиям Международной ассоциации издательских и медиа-технологий IFRA Манфред Верфел, который на конференции представил доклад "Исследование тенденций мировой прессы".
"Аудитория цифровых носителей увеличивается, но цифры не объясняют всего. Исследования нашей компании показали, что посетители сайтов не читают их с таким пристальным вниманием, с которым они читают бумажные газеты", — сказал Верфел.
Он также отметил, что, несмотря на огромное внимание, которое сегодня уделяется цифровым СМИ, именно печатные издания дают основной доход в мировой отрасли.
По его словам, более половины взрослого населения планеты читают печатную прессу, что превышает совокупную аудиторию интернета, при этом тиражи газет по всему миру постоянно растут.
Найти эффективные бизнес-модели
"Печатные газеты — это плоть от плоти нашего общества, и наша отрасль сильнее, чем многие могут себе представить. Газеты должны меняться, если в дальнейшем хотят выполнять роль рупоров общества и предоставлять гражданам информацию. Дело не в читательской аудитории, она у нас есть. Трудность связана с нахождением эффективных бизнес-моделей в цифровой эпохе", — сказал Верфел.
Генеральный директор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков отметил, что запуск дополнительных проектов под брендом газеты может положительно сказаться на привлечении читательской аудитории, продемонстрировав этот процесс на примере запуска радиостанции "Коммерсант-FM".
"Существование радио уже само по себе является рекламой. Мы даже снизили рекламные расходы. Это дает толчок газете и другим изданиям", — сказал Филенков.
В свою очередь исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати — организатора форума — Марина Давыдова отметила ряд тенденций, которые сегодня негативно сказываются на газетной отрасли.
"За последний год увеличилось число случаев закрытия, сокращения точек распространения, особенно в регионах. Идет постоянная угроза введения новых правил и ограничений на содержание и распространение печатной продукции", — сказала Давыдова.